АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 2)
Восьмой шаг освоения арктического шельфа

- АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 1)
- АРКТИЧЕСКИЙ ОФИЦИОЗ: ЭТОТ СТОН У НАС ПЕСНЕЙ ЗОВЕТСЯ… (часть 3)
В рамках IV Мурманской деловой недели состоялась VIII международная конференция «Освоение Арктического шельфа: шаг за шагом». В ней приняли участие более 140 специалистов из России, Норвегии, Финляндии, Израиля, Канады, США, Кореи, Казахстана. Генеральным спонсором конференции выступила компания «Статойл Раша АС».
Конференция стала уже традиционной площадкой, на которой выступают представители лучших отечественных и зарубежных компаний, где подводятся итоги, оцениваются перспективы, говорится о новых технологиях, которые должны быть разработаны для успешного освоения шельфа.
«В Мурманской области уже фактически функционируют логистические базы снабжения, созданные компаниями «Газпром» и «Роснефть». Поддержкой морских операций с этих баз обеспечивается добыча нефти с Приразломного месторождения, открыто новое месторождение нефти в Карском море, произведено разведочное бурение на Долгинском месторождении. В соответствии с распоряжением Правительства России компания «НОВАТЭК» осуществляет проект Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Белокаменке – в данный момент осуществляются изыскательские работы, а также ведется разработка основных технических решений», - сообщил заместитель губернатора Григорий Стратий.
Он подчеркнул, что для поддержки этих планов Правительство Мурманской области предпринимает все необходимые меры. Для обеспечения условий развития береговой базы обеспечения компании «Роснефть» в Росляково завершена работа по присоединению территории поселка и 82-го судоремонтного завода к Мурманску, также подготовлен Указ Президента России по изменению границ ЗАТО Александровск в целях создания компанией «НОВАТЭК» центра в Белокаменке.
Дополнительный мощный импульс развитию свободных площадей на западном берегу Кольского залива придаст проект комплексного развития Мурманского транспортного узла, практическая реализация которого уже начата в прошлом году. В результате к 2017 году будет построена и введена в эксплуатацию за счет средств федерального бюджета новая железнодорожная линия Выходной – Лавна длиной 46 км, с восточного на западный берег Кольского залива.
«2014 год поставил перед нами ряд вызовов, связанных с введенными в отношении России экономическими секторальными санкциями, которые создали барьеры для трансфера технологий и ограничения доступа к международному капиталу. Однако все это стало катализатором принятия ряда важных решений в промышленной политике Российской Федерации и шансом для отечественных промышленников», - отметил Григорий Стратий.
Так, принят федеральный закон «О промышленной политике», создающий единую правовую базу, четко определяющую правила, принципы и механизмы государственного стимулирования промышленности. Разработана госпрограмма «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», создан Фонд развития промышленности, основной задачей которого является решение проблемы доступности финансовых ресурсов на ранних стадиях реализации инвестиционных проектов.
Заместитель губернатора обратил особое внимание, что залогом реализации намеченных планов является качественное кадровое обеспечение. Поэтому по инициативе Правительства Мурманской области Министерством образования и науки РФ в регионе создано федеральное учреждение высшего образования – Мурманский арктический государственный университет. Новый университет будет обладать полным спектром возможностей по обеспечению арктического региона специалистами в соответствии с требованием времени. Успешно развивается и Центр арктических компетенций на базе Мурманского индустриального колледжа. Крупнейшие российские компании и их зарубежные партнеры выразили готовность оказать поддержку этим учебным заведениям и оснастить их современными мультимедийными аудиториями, современными лабораториями и тренажерными классами.
В рамках конференции во второй день ее проведения состоялось заседание Круглого стола «Вопросы локализации и импортозамещения в арктических проектах». В работе круглого стола приняли участие более 50 человек. Организатором круглого стола выступило Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, соорганизаторами Северная ТПП и Ассоциация подрядчиков «Мурманшельф».
Участники круглого стола обсудили вопросы государственной поддержки проектов по локализации и импортозамещению, успешные примеры реализации таких проектов на территории Мурманской области, а также преимущества и возможности региона в реализации государственной политики по импортозамещению в отдельных отраслях промышленности.
Заместитель департамента СПГ-проектов ОАО «НОВАТЭК» Бьорн Гундерсен в рамках круглого стола рассказал о строительстве в Мурманской области специализированной верфи - Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в с.Белокаменка.
Генеральный директор ЗАО «Орика СиАйЭс» Михаил Оверченко представил опыт компании по локализации технологий в регионе. В дискуссии приняли активное участие представители научно-образовательной, исследовательской, банковской сферы региона, а также специалисты промышленных предприятий различных отраслей.
Среди выступавших, кроме официальных представителей Правительства Мурманской области были Уле Андреас Линдеман, Генеральный Консул Генерального Консульства Королевства Норвегии в г. Мурманске; Микко Кивикоски, Консул, заместитель Генерального Консула Генерального Консульства Финляндии в г. Санкт-Петербурге; Хокон Хаугланд, директор по безопасности и устойчивому развитию, «Cтатойл Раша АС»; Алексей Фадеев, начальник управления по обеспечению производства ООО «Газпромнефть-Сахалин»; Василий Абрамов, директор ООО «Самарская технологическая компания»; Михаил Аким, вице-президент Компании АВВ; Феликс Чуди, директор Tschudi Shipping Company AS (Норвегия); Борис Никитин, президент Международной академии технологических наук РФ; Вячеслав Цукерман, заведующий отделом промышленной и инновационной политики, Институт экономических проблем КНЦ РАН; Джоанна Икавалко, советник Министра, Министерство транспорта и коммуникаций Финляндии; Юрий Юдин Иванович, директор Морского института МГТУ.
В рамках конференции состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве между НО «Ассоциация подрядчиков «Мурманшельф» и Ассоциацией «Арктический морской кластер» (АМК, Норвегия). Стратегической целью проекта является позиционирование участников/партнеров, как наиболее предпочтительных поставщиков для развития морских технологий в Арктике и при выборе партнеров для операционной деятельности на норвежском и международном арктических рынках.
В настоящее время членами АМК являются 42 компании, действующие в следующих сферах морского бизнеса: 9-морские перевозки, 5-судоверфи, 14-оборудование и обеспечение, 7-научные центры, 7- прочие партнеры.
В рамках конференции был проведен круглый стол «Экологическая безопасность и предотвращение чрезвычайных ситуаций при освоении арктического шельфа».
Продолжение следует...
О потребностях и перспективе нефтепереработки НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Рафинатом Яруллиным, Генеральным директором, сопредседателем научно-технического совета АО «Татнефтехиминвест-холдинг».
О перспективах развития сектора ВИЭ в России и мире в условиях глобального энергетического кризиса НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с директором Ассоциации развития возобновляемой энерге- тики (АРВЭ) Алексеем Жихаревым.
События последних месяцев перечеркнули все существующие прогнозы экономического развития России. Страна оказалась в условиях, когда есть риск оказаться откинутой на десятилетия назад. Автор данного материала полагает, что именно достижение углеродной нейтральности может стать тем путем, который...
В статье сформированы и проанализированы сценарии для европейского газового рынка на 2022- 2025 годы. Они основаны на гипотезах о разных объемах трубопроводных поставок из России, импорта СПГ, а также перспективах собственной добычи, включая восстановление добычи на Гронингенском месторождении...
Начало октября ознаменовалось целым рядом событий, которые указывают на серьезные преобразования, происходящие на мировом нефтяном рынке. Решение ОПЕК+ о снижении квот на добычу сразу на два млн баррелей в сутки при стабильном спросе не имеет аналогов в истории. Впервые стало возможным говорить...
Схема атлантического нефтеэкспорта и встречных, хотя подчас неровных, платежей либо взаимозачетов с участием Москвы, Каракаса и Гаваны – снова на первых полосах деловых СМИ. Топливно-сырьевой мост, родившийся на гребне «холодной войны», но затем исчезнувший, сейчас восстанавливается. Речь, однако, уже...
Использование термических методов воздействия на пласт позволяет значительно увеличить добычу нефти за счет вовлечения в производство нефтематеринских пород. Для доставки теплоносителя к пласту в оптимальном диапазоне температур с устья скважины необходимо обеспечить минимальные тепловые потери по...
О перспективах развития Арктики и СМП НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Алексеем Фадеевым, д.э.н., исполнительным директором Ассоциации полярников Мурманской области, профессором Высшей школы производственного менеджмента Санкт-Петербургского университета Петра Великого.
В этом году случилось множество дерзких хакерских атак на предприятия как с целью получения выкупа, так и с идеологическими мотивами. Корпоративная защита в условиях новой киберреальности сталкивается с огромным количеством вызовов, многие из которых можно классифицировать, предугадать и предотвратить....
О том как компания реагирует на актуальные вызовы мировых рынков, а также о реализации идей экономики замкнутого цикла «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с Павлом Ляховичем, членом правления – исполнительным директором ООО «СИБУР».
Экономика замкнутого цикла – концепция с разумными постулатами, но неочевидными маршрутами следования. Задача статьи – оценить реалистичность идей «экономики замкнутого цикла» с учетом всех существующих политических и технологических барьеров, с которыми сегодня сталкиваются даже самые продвинутые...
На экономику замкнутого цикла можно посмотреть с точки зрения принципов и соответствующих решений, которые ее апологеты намерены распространить на всю экономику нашей планеты. Мы обычно думаем о том, что ЭЗЦ – это только про то, как превратить отходы в доходы. Это не совсем так. Замкнутый цикл ...
Переработка нефтешламов может быть коммерчески выгодным процессом для производств. Для этого необходима корректировка законодательства, поддержка технологических компаний, стимулирование венчуров. На примере одного кейса показано, как отходы ТЭК можно трансформировать в доходы.
Санкции, введенные против России после февраля 2022 г., изменили условия функционирования газового рынка Европы и российской газовой отрасли. Поставки природного газа из России в Европу по разным причинам сокращаются, цены на природный газ растут, а европейский энергетический кризис усугубляется....
Для европейского рынка отказ от российского газа сопоставим с запуском двойного суперцикла производства СПГ в США. Нужно ли это США? Потянет ли Европа? Интрига пока сохраняется
Пока покупатели и продавцы СПГ ожидают роста его рынка, перевозчики размещают рекордные по объемам и стоимости заказы на строительство газовозов. Одновременно в России готовятся новые логистические схемы для транспортировки газа.
Планы России по развитию Северного морского пути можно смело назвать грандиозными. Но модель будущего СМП пока представлена в виде очень абстрактных мазков. Одна из причин – стремительно меняющаяся с февраля 2022 года реальность, которая делает неочевидными классические параметры расчетов – спрос...
Европа, игнорируя мировой энергетический кризис, упорно движется по пути отказа от транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Переходу на электромобили мешает многократный рост цен на литий, а также непредсказуемо дорожающая электроэнергия. Россия же продолжает копировать подход...
В феврале 2016 года начался экспорт СПГ США, и сразу же последовали попытки вытеснить им российский природный газ в Европе – на основном для нашего газа экспортном рынке. По мнению автора, США с помощью младоевропейцев (восточноевропейских стран ЕС) выстраивают и реализуют стратегию проникновения американского...
С 26 сентября в газовой отрасли только и разговоров, что о «Северных потоках». Точнее – о неизвестно откуда взявшихся повреждениях, которые привели к утечкам на четырех нитках газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2». «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с экспертами и представителями...
В течение последних месяцев Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) преследуют технические и юридические сложности. На этом фоне было высказано много различных предположений участниками рынка, и были сделаны громкие политические заявления. Амбициозность некоторых заставляла задуматься о неизвестных...
Альтернативный маршрут транспортировки нефти Казахстана через Азербайджан, о необходимости создания которого 16 лет говорит Нур-Султан (Астана), по-прежнему можно воспринимать как «восточные легенды, сказки, тосты».
По берегам Атлантики PR-фирмы и службы корпоративных связей «витийствуют» в поисках выхода из остро конфликтной обстановки в мировой энергетике. В большинстве своем они «закрашивают в зеленый цвет» дела и планы ТЭК, который подстраивается под климатический фон. Но вот беда: топливные санкции против...
ХМАО-Югра считается основным нефтегазоносным регионом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Как сегодня обстоят дела с добычей? Наблюдаются ли какие-то особенности в связи с новыми глобальными рыночными условиями? «Нефтегазовая вертикаль» побеседовала с руководителем Научно-аналитического...
Расширение возможностей нефтепереработки при стабильном спросе – создание высокотехнологичных материалов для дорожного покрытия. Для этого могут быть использованы тяжелые нефти, вторичное сырье, а также инновационные добавки. Подобное направление также может рассматриваться в фокусе циркулярной экономики....