07 сентября 2023
Алексей Торгашев: «Оптовый сегмент и независимые сети АЗС ждёт суровая борьба за маржинальность»
Об особенностях внутреннего рынка нефтепродуктов НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Алексеем Торгашевым, трейдером компании «Альфа-Синтез»
НГВ: Как можно охарактеризовать динамику ценообразования на нефтепродукты на внутреннем рынке по итогам первого полугодия?
А. Торгашев: Рынок нефтепродуктов в первом полугодии 2023 года был хаотичным и абсолютно непредсказуемым. Любые прогнозы аналитиков и многолетняя статистика не могла дать ответ на простой вопрос – время покупать или время продавать. Слишком много факторов оказало влияние на ценообразование на моторное топливо на биржевых торгах. Сомневаюсь, что есть аналитики, которые сумели предсказать, что же будет с ценами и с нами.
Что в итоге? Нефтяные компании бодро отчитались об исполнении государственного задания по удержанию цен на топливо, а независимые операторы вместо топлива продают кофе и будут считать прибыль по итогам года и, возможно, если повезёт, сведут баланс с небольшой прибылью только благодаря высокой марже в первом квартале текущего года. О развитии или инвестициях в бизнес по розничной реализации топлива со стороны независимых игроков речи уже не идёт.
НГВ: Сокращение выплат по демпферу в два раза до конца 2026 года к каким эффектам может привести?
А. Торгашев: Сентябрьское сокращение выплат ВИНКам по демпферу ещё только грядет, но уже заложено в цену, судя по очередным, почти ежедневным ценовым рекордам на дизельное топливо и бензины на СПбМТСБ.
Логику данных выплат определяет правительство РФ, и все участники рынка понимают, что снижение выплат по демпферу – это вынужденная мера по сокращению дефицита федерального бюджета. Кто будет основным плательщиком и компенсирует выпадающие доходы нефтяных компаний? Очевидно, за всё заплатит конечный потребитель.
НГВ: Как оцениваете работу СПбМТСБ?
А. Торгашев: Работу СПБМТСБ можно определить как островок стабильности. Объем биржевых продаж растёт. Сбоев в ходе торгов не было. Расчеты производятся четко. Биржа исполняет функцию – место, где встречаются Покупатель и Продавец. Вводится в практику новый механизм – ОТП (оператор товарных поставок), призванный в разы уменьшить бумажный документооборот и по идее сделать процесс отгрузки прозрачным и удобным для всех участников. Но как любое нововведение, оно приносит новые окна возможностей – для дополнительного заработка нефтяных компаний и перекладывания всех расходов на покупателя биржевого ресурса. Знаю, что биржа в курсе этих проблем, идет диалог между участниками рынка, но, учитывая количество интересантов и трудность регламентирования на бумаге, тонкая настройка, в которой будут учтены интересы всех участников рынка, займёт не месяцы, а годы.
А. Торгашев: ФАС занимается невозможным. Учитывая, что основным донором в бюджет РФ являются именно нефтяные компании, ведомство пытается обеспечить наполнение бюджета и сделать вид, что ежечасно борется за рост конкуренции, увеличение объема продаж на торгах и стабилизацию цен. Результат мы видим в ежедневных новостях о новых ценовых рекордах на бензин и дизельное топливо в оптовом секторе. При этом цены на АЗС остаются стабильными и растут строго в рамках официальной инфляции.
НГВ: Как справляется РЖД с перевозкой нефтеналивных грузов? Как изменился трафик перевозки грузов по железной дороге? Каким промышленным грузам дают приоритет? К примеру, владельцы АЗС отмечают существенные задержки нефтепродуктов...
А. Торгашев: Погрузка нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом за первое полугодие 2023 снизилась на незначительные 1,4% (1,5 миллиона тонн). Связано это прежде всего с тем, что перевозки на короткие расстояния, до полутора тысяч километров, экономически выгоднее стало осуществлять автомобильным транспортом. Отгрузка с НПЗ, ЛПДС либо нефтебаз занимает один-два дня вместо «не более 30 дней» согласно биржевому регламенту, а учитывая растущую стоимость финансирования, отсутствие «недоливов» и четкое понимание даты прибытия товара, автоперевозки получаются более экономически целесообразными, чем ожидание товара, отгруженного по железной дороге, где в накладной прописываются максимальные сроки доставки, которые превратились в оптимистический прогноз, но не становятся реальностью. Связано это с тем, что, по неофициальным данным, приоритет отдается военным грузам для СВО, поставкам зерна, угля и удобрений.
Существенные задержки топлива в пути вызывают необходимость у независимых АЗС и нефтебаз привлекать больше средств для приобретения топлива. Должен быть остаток на АЗС, точке оптового хранения, должен быть товар в пути, также необходимо закупать топливо для следующих периодов.
Рост закупок на «будущие периоды» составляет 20-30% к обычному состоянию рынка.
А. Торгашев: В данной ситуации есть несколько способов оптимизации логистики – система трубопроводов «Транснефти» и поставка водным транспортом, но данная опция есть не во всех регионах страны и не все НПЗ и конечные получатели топлива имеют доступ к погрузке или приёмке товара водным транспортом, а поставки по воде имеют сезонный характер.
НГВ: Как можно охарактеризовать баланс спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынке, согласно логистическим факторам и трендам?
А. Торгашев: Стоит отметить, что несмотря на все трудности, с которыми столкнулась страна в последний год, дефицита топлива или отсутствие доступа к покупке ресурса, которые мы наблюдали несколько лет назад, в первом полугодии 2023 года отсутствуют. Могут не нравиться сроки доставки или цена продукта, но баланс спроса и предложения не нарушен. С топливом в стране проблем нет.
А. Торгашев: После ударов украинскими беспилотными дронами по танкеру в Керченском проливе и сухогрузу в Новороссийске становится очевидно, что Чёрное море становится небезопасным местом для судоходства, а, по статистике, через черноморские порты происходит порядка 60% нефтяного и топливного экспорта в европейской части России, остальные 40% дают Севморпуть и порты на Балтике. На этом фоне стоит ожидать роста стоимости фрахта и страховки для судов, в том числе иностранных, осуществляющих транспортировку сырья и продуктов переработки нефти по Черному морю. Также очевидно, что военным придётся применять специальные меры для защиты безопасного судоходства. – выставление боновых заграждений, гидролокаторов, сопровождение военными судами караванов, перевозящих грузы. Всё это так или иначе скажется на стоимости транспортировки, а значит, конечной цены для покупателей. Также пострадавшей стороной является Казахстан, значительная доля нефтяного экспорта которого осуществляется через черноморские порты России.
НГВ: Какие прогнозы на второе полугодие?
А. Торгашев: Что следует ожидать во втором полугодии 2023 года? Отсутствия стабильности! Рост ключевой ставки. Непредсказуемость курса доллара, слухи о введении уполномоченных экспортёров нефти и продуктов её переработки, появление на рынке нефтепродуктов трейдерских структур, которые фактически являются подразделениями банков. Всё это вносит элемент непредсказуемости. Одно можно утверждать точно: дефицита топлива и стремительного скачка цен на моторное топливо на АЗС внутри России не будет. Оптовый сегмент и независимые сети АЗС ждёт суровая борьба за маржинальность.
PS
Статья была написана в начале августа и очень быстро устаревает в наше стремительное время.
В середине и конце августа на рынке наметились новые тенденции.
Их четыре:
1. Нефтяные компании изменили стратегию продаж на биржевых торгах, теперь нет времени на размышление, покупаем или нет. Всё происходит очень стремительно и, по мнению участников рынка, проблемой стала сама покупка. Либо тебе повезло, и ты сумел купить, либо приходи завтра, а сегодня ты остался без ресурса. Эта ситуация подталкивает цены вверх практически на любое моторное топливо на всех базисах.
2. Текущий курс доллара, рост цены на сырье внутри страны и превосходная экспортная альтернатива привели к стремительному росту цен на печное топливо, производимое малыми и средними НПЗ, не входящими в вертикально интегрированные структуры. Цены на данный продукт у некоторых производителей перешагнули рубеж в 100 000 рублей за тонну. Данное топливо запрещено к реализации на АЗС, хотя отдельные случаи имеют место быть, но это криминальные истории. Основным потребителем данного топлива являлись дорожники, сельхозпроизводители и промышленные предприятия. По некоторым оценкам, потребление данных продуктов составляет порядка 1 000 000 тонн в месяц, и наличие данного продукта снижало спрос на дизельное топливо Евро внутри страны. Фактическое исчезновение данного продукта с рынка(он весь ушел на экспорт) привело к всплеску спроса на стандартное дизельное топливо. Это повлекло стремительный скачок цен и появление дефицита предложения в некоторых регионах. Ситуация усугубилась тем, что в августе и сентябре всегда наблюдается сезонный всплеск спроса на печное и дизельное топливо со стороны сельхозпроизводителей. Сейчас – время уборки и транспортировки урожая, тем более что в текущем году он в России опять рекордный.
3. Ещё одним негативным фактором стало удлинение сроков погрузки с НПЗ и, самое главное, очень существенные задержки грузов в пути уже на многие направления, а не только на Дальний Восток и юго-западный маршрут. Время в пути, к примеру на Крым, вместо плановых 10-15 дней составляет и 40, и даже 60 дней. Это кратно увеличивает количество денег, которые необходимо задействовать для финансирования сделок, и тут накладывается следующий фактор.
4. Стоимость денег. Поднятие ключевой ставки ЦБ РФ привело к увеличению стоимости кредитования со стороны банков. Получается замкнутый круг, который разогревает и так высокие цены на моторное топливо для конечных потребителей, что в самое ближайшее время мы все ощутим по выросшей стоимости товаров в магазинах. Сбывается тот самый анекдот. Бензин подорожал, потому что подорожала транспортировка бензина из-за подорожания бензина. И разорвать этот порочный круг сможет только завершение сезона отпусков и сельскохозяйственных работ. Только тогда мы увидим успокоение цен, но где они остановятся, и какие очередные потолки пробьют, пока предсказать трудно. Одно можно утверждать наверняка – распродаж образца начала 2023 года и маржинальности независимых АЗС, которая была достигнута в 2022 году, не повторится.
А. Торгашев: Рынок нефтепродуктов в первом полугодии 2023 года был хаотичным и абсолютно непредсказуемым. Любые прогнозы аналитиков и многолетняя статистика не могла дать ответ на простой вопрос – время покупать или время продавать. Слишком много факторов оказало влияние на ценообразование на моторное топливо на биржевых торгах. Сомневаюсь, что есть аналитики, которые сумели предсказать, что же будет с ценами и с нами.
Среди ключевых факторов, оказавших влияние на цены:Нефтяные компании бодро отчитались об исполнении государственного задания по удержанию цен на топливо, а независимые операторы вместо топлива продают кофе
- «потолок цен», введенный нашими «партнёрами» на экспорт российской нефти;
- логистические проблемы на железной дороге, особенно в дальневосточном и юго-западном направлениях;
- непрерывный поток информации и слухов о снижении либо отмене демпфера;
- введение и немедленное исчерпание льгот на ж/д тарифы на определенные направления;
- курс доллара;
- государственное регулирование цен на АЗС и требования к нефтяным компаниям увеличить объемы продаж топлива на бирже;
- появление на рынке игроков, перенаправивших поток топлива, предназначенного для внутреннего рынка на экспорт по «серым» схемам.
Что в итоге? Нефтяные компании бодро отчитались об исполнении государственного задания по удержанию цен на топливо, а независимые операторы вместо топлива продают кофе и будут считать прибыль по итогам года и, возможно, если повезёт, сведут баланс с небольшой прибылью только благодаря высокой марже в первом квартале текущего года. О развитии или инвестициях в бизнес по розничной реализации топлива со стороны независимых игроков речи уже не идёт.
НГВ: Сокращение выплат по демпферу в два раза до конца 2026 года к каким эффектам может привести?
А. Торгашев: Сентябрьское сокращение выплат ВИНКам по демпферу ещё только грядет, но уже заложено в цену, судя по очередным, почти ежедневным ценовым рекордам на дизельное топливо и бензины на СПбМТСБ.
Логику данных выплат определяет правительство РФ, и все участники рынка понимают, что снижение выплат по демпферу – это вынужденная мера по сокращению дефицита федерального бюджета. Кто будет основным плательщиком и компенсирует выпадающие доходы нефтяных компаний? Очевидно, за всё заплатит конечный потребитель.
НГВ: Как оцениваете работу СПбМТСБ?
А. Торгашев: Работу СПБМТСБ можно определить как островок стабильности. Объем биржевых продаж растёт. Сбоев в ходе торгов не было. Расчеты производятся четко. Биржа исполняет функцию – место, где встречаются Покупатель и Продавец. Вводится в практику новый механизм – ОТП (оператор товарных поставок), призванный в разы уменьшить бумажный документооборот и по идее сделать процесс отгрузки прозрачным и удобным для всех участников. Но как любое нововведение, оно приносит новые окна возможностей – для дополнительного заработка нефтяных компаний и перекладывания всех расходов на покупателя биржевого ресурса. Знаю, что биржа в курсе этих проблем, идет диалог между участниками рынка, но, учитывая количество интересантов и трудность регламентирования на бумаге, тонкая настройка, в которой будут учтены интересы всех участников рынка, займёт не месяцы, а годы.
НГВ: Такой же вопрос про ФАС.Сентябрьское сокращение выплат ВИНКам по демпферу ещё только грядет, но уже заложено в цену, судя по очередным, почти ежедневным ценовым рекордам на дизельное топливо и бензины на СПбМТСБ
А. Торгашев: ФАС занимается невозможным. Учитывая, что основным донором в бюджет РФ являются именно нефтяные компании, ведомство пытается обеспечить наполнение бюджета и сделать вид, что ежечасно борется за рост конкуренции, увеличение объема продаж на торгах и стабилизацию цен. Результат мы видим в ежедневных новостях о новых ценовых рекордах на бензин и дизельное топливо в оптовом секторе. При этом цены на АЗС остаются стабильными и растут строго в рамках официальной инфляции.
НГВ: Как справляется РЖД с перевозкой нефтеналивных грузов? Как изменился трафик перевозки грузов по железной дороге? Каким промышленным грузам дают приоритет? К примеру, владельцы АЗС отмечают существенные задержки нефтепродуктов...
А. Торгашев: Погрузка нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом за первое полугодие 2023 снизилась на незначительные 1,4% (1,5 миллиона тонн). Связано это прежде всего с тем, что перевозки на короткие расстояния, до полутора тысяч километров, экономически выгоднее стало осуществлять автомобильным транспортом. Отгрузка с НПЗ, ЛПДС либо нефтебаз занимает один-два дня вместо «не более 30 дней» согласно биржевому регламенту, а учитывая растущую стоимость финансирования, отсутствие «недоливов» и четкое понимание даты прибытия товара, автоперевозки получаются более экономически целесообразными, чем ожидание товара, отгруженного по железной дороге, где в накладной прописываются максимальные сроки доставки, которые превратились в оптимистический прогноз, но не становятся реальностью. Связано это с тем, что, по неофициальным данным, приоритет отдается военным грузам для СВО, поставкам зерна, угля и удобрений.
Существенные задержки топлива в пути вызывают необходимость у независимых АЗС и нефтебаз привлекать больше средств для приобретения топлива. Должен быть остаток на АЗС, точке оптового хранения, должен быть товар в пути, также необходимо закупать топливо для следующих периодов.
Рост закупок на «будущие периоды» составляет 20-30% к обычному состоянию рынка.
НГВ: Какие инфраструктурные решения могут улучшить ситуацию по транспортировке нефтеналивных грузов в актуальных условиях (трубопроводы, нефтебазы, терминалы, новые вагоны и инновации)?Перевозки нефтеналивных грузов на короткие расстояния, до полутора тысяч километров, экономически выгоднее стало осуществлять автомобильным транспортом
А. Торгашев: В данной ситуации есть несколько способов оптимизации логистики – система трубопроводов «Транснефти» и поставка водным транспортом, но данная опция есть не во всех регионах страны и не все НПЗ и конечные получатели топлива имеют доступ к погрузке или приёмке товара водным транспортом, а поставки по воде имеют сезонный характер.
НГВ: Как можно охарактеризовать баланс спроса и предложения на внутреннем и внешнем рынке, согласно логистическим факторам и трендам?
А. Торгашев: Стоит отметить, что несмотря на все трудности, с которыми столкнулась страна в последний год, дефицита топлива или отсутствие доступа к покупке ресурса, которые мы наблюдали несколько лет назад, в первом полугодии 2023 года отсутствуют. Могут не нравиться сроки доставки или цена продукта, но баланс спроса и предложения не нарушен. С топливом в стране проблем нет.
НГВ: Как может измениться логистика в связи с ситуацией на Черном море в контексте отмены зерновой сделки? К примеру, учитывая возможности дронов?У независимых АЗС рост закупок на «будущие периоды» составляет 20-30% к обычному состоянию рынка
А. Торгашев: После ударов украинскими беспилотными дронами по танкеру в Керченском проливе и сухогрузу в Новороссийске становится очевидно, что Чёрное море становится небезопасным местом для судоходства, а, по статистике, через черноморские порты происходит порядка 60% нефтяного и топливного экспорта в европейской части России, остальные 40% дают Севморпуть и порты на Балтике. На этом фоне стоит ожидать роста стоимости фрахта и страховки для судов, в том числе иностранных, осуществляющих транспортировку сырья и продуктов переработки нефти по Черному морю. Также очевидно, что военным придётся применять специальные меры для защиты безопасного судоходства. – выставление боновых заграждений, гидролокаторов, сопровождение военными судами караванов, перевозящих грузы. Всё это так или иначе скажется на стоимости транспортировки, а значит, конечной цены для покупателей. Также пострадавшей стороной является Казахстан, значительная доля нефтяного экспорта которого осуществляется через черноморские порты России.
НГВ: Какие прогнозы на второе полугодие?
А. Торгашев: Что следует ожидать во втором полугодии 2023 года? Отсутствия стабильности! Рост ключевой ставки. Непредсказуемость курса доллара, слухи о введении уполномоченных экспортёров нефти и продуктов её переработки, появление на рынке нефтепродуктов трейдерских структур, которые фактически являются подразделениями банков. Всё это вносит элемент непредсказуемости. Одно можно утверждать точно: дефицита топлива и стремительного скачка цен на моторное топливо на АЗС внутри России не будет. Оптовый сегмент и независимые сети АЗС ждёт суровая борьба за маржинальность.
PS
Статья была написана в начале августа и очень быстро устаревает в наше стремительное время.
В середине и конце августа на рынке наметились новые тенденции.
Их четыре:
1. Нефтяные компании изменили стратегию продаж на биржевых торгах, теперь нет времени на размышление, покупаем или нет. Всё происходит очень стремительно и, по мнению участников рынка, проблемой стала сама покупка. Либо тебе повезло, и ты сумел купить, либо приходи завтра, а сегодня ты остался без ресурса. Эта ситуация подталкивает цены вверх практически на любое моторное топливо на всех базисах.
2. Текущий курс доллара, рост цены на сырье внутри страны и превосходная экспортная альтернатива привели к стремительному росту цен на печное топливо, производимое малыми и средними НПЗ, не входящими в вертикально интегрированные структуры. Цены на данный продукт у некоторых производителей перешагнули рубеж в 100 000 рублей за тонну. Данное топливо запрещено к реализации на АЗС, хотя отдельные случаи имеют место быть, но это криминальные истории. Основным потребителем данного топлива являлись дорожники, сельхозпроизводители и промышленные предприятия. По некоторым оценкам, потребление данных продуктов составляет порядка 1 000 000 тонн в месяц, и наличие данного продукта снижало спрос на дизельное топливо Евро внутри страны. Фактическое исчезновение данного продукта с рынка(он весь ушел на экспорт) привело к всплеску спроса на стандартное дизельное топливо. Это повлекло стремительный скачок цен и появление дефицита предложения в некоторых регионах. Ситуация усугубилась тем, что в августе и сентябре всегда наблюдается сезонный всплеск спроса на печное и дизельное топливо со стороны сельхозпроизводителей. Сейчас – время уборки и транспортировки урожая, тем более что в текущем году он в России опять рекордный.
3. Ещё одним негативным фактором стало удлинение сроков погрузки с НПЗ и, самое главное, очень существенные задержки грузов в пути уже на многие направления, а не только на Дальний Восток и юго-западный маршрут. Время в пути, к примеру на Крым, вместо плановых 10-15 дней составляет и 40, и даже 60 дней. Это кратно увеличивает количество денег, которые необходимо задействовать для финансирования сделок, и тут накладывается следующий фактор.
4. Стоимость денег. Поднятие ключевой ставки ЦБ РФ привело к увеличению стоимости кредитования со стороны банков. Получается замкнутый круг, который разогревает и так высокие цены на моторное топливо для конечных потребителей, что в самое ближайшее время мы все ощутим по выросшей стоимости товаров в магазинах. Сбывается тот самый анекдот. Бензин подорожал, потому что подорожала транспортировка бензина из-за подорожания бензина. И разорвать этот порочный круг сможет только завершение сезона отпусков и сельскохозяйственных работ. Только тогда мы увидим успокоение цен, но где они остановятся, и какие очередные потолки пробьют, пока предсказать трудно. Одно можно утверждать наверняка – распродаж образца начала 2023 года и маржинальности независимых АЗС, которая была достигнута в 2022 году, не повторится.
Читайте также в этом выпуске
24 октября 2024
Статьи
Каким образом идет модернизация энерго- и теплосетей? Какие прогнозы по аварийности?
НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с Дмитрием Тортевым, членом Экспертного совета
Комитета по энергетике Государственной Думы.
24 октября 2024
Статьи
В последнее время аварии на энергосетях и теплотрассах увеличиваются. Эти зима и лето стали не просто
показательными, а кричаще демонстративными по числу и времени отключений. Энергетики предупреждают о дефиците генерации. Коммунальщики загадочно завершают подготовку к отопительному сезону.
Что ...
24 октября 2024
Статьи
В условиях санкций при замене действующего оборудования в нефтегазовом секторе на новое по российским или доступным зарубежным технологиям энергоэффективность, вероятно, снизится. В итоге удельные
расходы энергии для компаний могут еще вырасти. Какие объемы потерь возможны?
24 октября 2024
Статьи
Поставки углеводородов в Китай – уже идут по аналогии с многолетним сценарием экспорта на Запад,
побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи?
24 октября 2024
Статьи
Предположение о том, что в 2030-е годы потребление газа в мире выйдет на пик и на горизонте 2050 года
начнет снижаться – безосновательно, все будет ровно наоборот: спрос будет стабильно расти. Так считают
в Форуме стран-экспортеров газа (ФСЭГ). Газ продолжит замещать уголь в энергетике и останет...
24 октября 2024
Статьи
В единицу производимой энергии из возобновляемых источников по сравнению с тепловой энергетикой
вкладываются значительные инвестиции. Но ВИЭ не смогут в ближайшие десятилетия удовлетворить
потребности энергетики в мире. Поэтому газ, нефть и уголь останутся основными источниками энергии
в средн...
24 октября 2024
Статьи
Общий рынок нефти и нефтепродуктов между бывшими союзными республиками уже существует и работает.
Как происходит его регулирование?
24 октября 2024
Статьи
Тема малых модульных реакторов давно застряла где-то между трендом и хайпом. Недавно только
десятки проектов пылились в реестрах МАГАТЭ, не включенные как вид ни в один регламент. Сейчас
же мы наблюдаем активную работу по реализации первых прототипов ММР, хотя и сопряженную со
многими трудност...
24 октября 2024
Статьи
Многополярный мир и его энергетический каркас формируются уже заметно и экономически содержательно, но не без политических интриг. Как складываются основные энергетические звенья структуры
БРИКС и где есть слабые места?
24 октября 2024
Статьи
Технологии генеративного искусственного интеллекта как метод повышения эффективности геологоразведки
Снижение объемов ГРР и сокращение затрат на поиски и разведку УВС за последние четыре года отрицательно влияют на динамику восполнения минерально-сырьевой базы нашей страны. Для своевременного реагирования на эти вызовы важно задуматься о повышении эффективности геологоразведки.
Здесь на помощь мо...
24 октября 2024
Статьи
Поддержание добычи на высоком уровне, а также дальнейшее развитие сырьевой базы в центральной
части старейшего нефтедобывающего района – Волго-Уральской нефтегазоносной провинции – и в XXI веке
остается актуальным. За более чем семидесятилетнюю историю освоения территорий Башкирии, Татарстана
...
24 октября 2024
Статьи
Российские производства покупают китайские и иранские катализаторы, не решаясь пробовать отечественные, хотя по качеству они не уступают импортным. Проблема в высоких рисках и отсутствии малотоннажного производства для апробации российского продукта. Подробно о состоянии и особенностях
рынка катал...
24 октября 2024
Статьи
Как видят развитие рынка электромобилей ученые? НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ задала вопросы
Йоханнесу-Корнелиусу Ростовскому, научному сотруднику ИНП РАН.
24 октября 2024
Статьи
Так перефразировал много лет назад один знакомый известную поговорку. Сейчас, чтобы хорошо покататься, нужно, и правда, любить китайцев. Они – завоевывают рынки, и сложно сопротивляться их напору
в том же автосегменте. Насколько хороши китайские электрокары и собранные на их основе отечественные? ...
16 сентября 2024
Статьи
Компании «Газпром флот» исполнилось 30 лет. На вопросы журнала отвечает Юрий ШАМАЛОВ, генеральный директор ООО «Газпром флот».
16 сентября 2024
Статьи
Когда мы сможем увидеть ощутимые эффекты от импортозамещения? Видимо, когда показатели
добычи, а также переработки устремятся вниз. Это станет мотивацией и для формирования технологического суверенитета.
16 сентября 2024
Статьи
О процессах развития в нефтехимии, в нефтепереработке НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала
с Алексеем Панкиным, директором «ХЕТЕНГ-инжиниринг-БЕЛ».
с Алексеем Панкиным, директором «ХЕТЕНГ-инжиниринг-БЕЛ».
16 сентября 2024
Статьи
Новые скважины обходятся недропользователям все дороже. На каком этапе находится технология ГРП в России и как она может улучшить экономику добычи?
16 сентября 2024
Статьи
В России вступил в силу запрет на экспорт бензина. При этом половина проданных на бирже продуктов
не попадает на рынок. Кто зарабатывает на этом? И о чем говорит текущий тренд?
не попадает на рынок. Кто зарабатывает на этом? И о чем говорит текущий тренд?
16 сентября 2024
Статьи
Коллапс транспортно-логистической отрасли вызван в том числе крайне неудачной реформой железных дорог страны. Создание «перевозчика без вагонов», потеря доходности железнодорожной монополией, рост доли логистических издержек во всех отраслях экономики страны – малая часть результатов неудачного рефо...
16 сентября 2024
Статьи
Как осуществляются международные платежи в условиях усиления санкций? Получится ли отвязать нефть
от доллара и перейти на расчеты в другой валюте или бартером? Чем можно обеспечить рубль? Четкие
ответы на эти вопросы хотелось бы услышать от министра финансов. Но главный по госбухгалтерии предпочитает...
от доллара и перейти на расчеты в другой валюте или бартером? Чем можно обеспечить рубль? Четкие
ответы на эти вопросы хотелось бы услышать от министра финансов. Но главный по госбухгалтерии предпочитает...
16 сентября 2024
Статьи
Рост спроса на энергоносители в БРИКС+ укрепляет роль национальных валют в международной торговле.
16 сентября 2024
Статьи
Поставки углеводородов в Китай – уже идут по аналогии с многолетним сценарием экспорта на Запад,
побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи?
побочкой чего стала частичная зависимость от технологий и оборудования. Можно ли выйти из этой колеи?
16 сентября 2024
Статьи
Хранение электроэнергии до недавних пор считалось дорогим и малоэффективным. Однако ситуация меняется стремительно, на рынке появляются аккумуляторы большой емкости, а их стоимость снижается. Если эта тенденция продолжится, то она еще больше ускорит развитие солнечной и ветряной генерации и распрост...
16 сентября 2024
Статьи
В России ощущается нехватка производственных водородных мощностей и высокая зависимость от импортного оборудования из стран ЕС и Северной Америки при отсутствии российских технологий производства крупно- и среднетоннажного водорода. При этом экспортный и внутренний спрос есть.
16 сентября 2024
Статьи
Продолжится ли рост производства битума в стране, и куда он пойдет – на внутренний рынок или на экспорт? За последние пять лет экспорт непрерывно растет. На устойчивости внутренного рынка сказывается давление ценовых факторов, а также темпы реализации проектов дорожного строительства.
16 сентября 2024
Статьи
Бентонит широко используется в качестве структурообразующей основы технологических жидкостей, применяемых при бурении нефтегазовых скважин и строительстве подземных коммуникаций методом горизонтально направленного бурения (ГНБ), а также в гражданском строительстве. Для топливно-энергетическо...
16 сентября 2024
Статьи
Весной, когда случились аварии на ряде российских НПЗ, одним из резервных источников поставок бензина и дизеля экспертами рассматривалась Беларусь. Но что-то не задалось. Почему?
16 сентября 2024
Статьи
20 сентября 1994 года в Баку было подписано СРП (участники – ГНКАР и 10 иностранных компаний) по
нефтегазовому блоку Азери-Чираг-Гюнешли, с которого в Азербайджане ведут отсчет новой нефтяной
эры – третьей в энергетической истории страны (первая – XIX век, начало промышленной добычи нефти...
нефтегазовому блоку Азери-Чираг-Гюнешли, с которого в Азербайджане ведут отсчет новой нефтяной
эры – третьей в энергетической истории страны (первая – XIX век, начало промышленной добычи нефти...
16 сентября 2024
Статьи
Сдерживание глобальных цен на нефть накануне выборов выгодно многим. Бензоколонки США не могут огорчать налогоплательщиков. Большинство из них голосуют именно за старое доброе топливо по разумной цене. Уступки нефтяникам, формальное отношение к ценовым потолкам, сомнение в пользе дальних войн – это ...
16 сентября 2024
Статьи
До 2048 года экономическая деятельность запрещена в Антарктиде. Но континент манит ресурсами многие страны. Когда на самом холодном материке начнется геологоразведка и бурение? И как могут быть поделены зоны освоения между странами?
16 сентября 2024
Статьи
Отечественные технологии сжижения пока находятся на этапе «настройки». Пока эффективность процессов регулируется, одним из плюсов становится немаловажная опция доступности.
16 сентября 2024
Статьи
О взаимодействии науки и бизнеса рассказал заведующий кафедрой разработки и эксплуатации месторождений трудноизвлекаемых углеводородов Казанского (Приволжского) федерального университета, к.х.н. Михаил Варфоломеев, член Совета при президенте Российской Федерации по науке и образованию
16 сентября 2024
Статьи
Освоение Арктики с точки зрения разведки и добычи всегда было проблематичным. Ряд проектов так и не был запущен по технологическим и фискальным причинам. Сегодня ситуация, к сожалению, усугубляется.
15 июля 2024
Статьи
Изменения в газовой отрасли давно назрели. Однако по-прежнему в государственном аппарате обсуждается приоритет экспорта. Даст ли это мультипликативный эффект для развития отрасли? Как должна измениться экономика в ракурсе новой геополитики?
15 июля 2024
Статьи
Сможет ли газопереработка «вывезти» газовую отрасль при том комплексе проблем, которые накопились и решаются со скрипом? А также при складывающейся конъюнктуре глобального рынка?
15 июля 2024
Статьи
В Энергостратегии России до 2035 года малым и независимым нефтяным компаниям уделяется мало внимания. Каким образом этот сегмент будет развиваться и какую роль будет играть в освоении месторождений? До сих пор ННК существуют в туманном правовом поле и их экономическая недооцененность тормозит эффект...
15 июля 2024
Статьи
Происходит деамериканизация глобальной экономики и мироустройства, чей век приходит на смену? Какая роль уготована России? Сможет ли Россия не «перепопасть» из англо-саксонской ловушки в китайскую?
15 июля 2024
Статьи
Стратегические резервы нефти во многих странах считаются необходимым инструментом защиты национальной безопасности. В России до сих пор подобных запасов нет. Хотя понимание необходимости озвучивается различными инстанциями, но дальше теоретических рассуждений процесс не идет.
15 июля 2024
Статьи
Грузия и Армения, не имеющие значимых ресурсов ископаемого топлива, обречены решать свои топливно-энергетические проблемы за счет импорта газа, нефтепродуктов и развития ВИЭ. Хорошо, конечно, если с ВИЭ все получится. А если нет?
15 июля 2024
Статьи
Нефтяные терминалы стран Балтии сегодня простаивают фактически без дела. Какой экономический урон составляет потеря транзита и есть ли возможность загрузки чем-то иным, кроме российских нефтепродуктов?
15 июля 2024
Статьи
Какие конфигурации проектов СПГ наиболее выгодны для экспорта и внутреннего рынка? Ряд факторов позволят определить эффективность и маржинальность производства и реализации.
15 июля 2024
Статьи
Прошлый год стал для российской угольной промышленности очередным испытанием на прочность. Широкомасштабные антироссийские санкции (в том числе затронувшие крупнейшие угольные компании) наложились на неблагоприятную макроэкономическую среду – обвал цен на мировых угольных рынках. Усилились и...
15 июля 2024
Статьи
И это вопрос не про еду, а про онтологию. В июне состоялся очередной ПМЭФ. На нем было сделано много интересных заявлений. Контекст дискуссий – совсем не томный. Разговоры об экономическом будущем России все острее. Ведь глобальная конкуренция подразумевает развитие технологий. А что у нас? У нас сд...
15 июля 2024
Статьи
Водород, оставаясь водородом, имеет разные способы производства. Соответственно, его стоимость и влияние на окружающую среду могут различаться в разы. В мире нет не только общепризнанных стандартов водорода вроде ISO, но и отсутствуют нормы на национальных уровнях, а неформальная цветовая классифика...
15 июля 2024
Статьи
На международном рынке энергоносителей схлестнулись два тренда: отказ от ископаемого топлива в рамках зеленой повестки и вытеснение России как нежелательного для Запада партнера. Какими путями пойдет энергетический передел и насколько быстро он возможен?
15 июля 2024
Статьи
О специфике работы с нефтегазовыми компаниями при строительстве трубопроводов, о рыночных трендах сегмента НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с Эдгаром Гайнулиным, генеральным директором ООО «Завод Теплогидроизоляции».
15 июля 2024
Статьи
В моде опять глубоководные проекты и бурение на шельфе. А власти США придумали, как соединить альтернативную энергетику с традиционной, чтобы найти дипломатичные компромиссы с углеводородным сектором и переманить его на свою сторону. Нефтянка, сдавленная еще вчера прессом зеленого перехода, выходит ...
15 июля 2024
Статьи
Рынок биотоплива в мире не сбавляет обороты. В России есть все возможности для производства этого вида горючего, но сегмент фактически не развивается, производится минимальный объем. Какой потенциал имеет данное направление для отечественного ТЭК?
15 июля 2024
Статьи
В России практически все существующие нормативные документы, направленные на сокращение выбросов непарниковых углеводородных газов, де-факто не обязательны к исполнению. А между тем эти газы очень вредны для здоровья человека.
15 июля 2024
Статьи
Космическим державам становится тесно на низкой околоземной орбите, и они стремятся за её пределы: активно развиваются лунные и марсианские программы, а также программы по исследованию далёких планет, комет и астероидов. Такие задачи требуют принципиально новых средств обеспечения и доставки грузов,...
15 июля 2024
Статьи
Оборудование для геологоразведочных работ и бурения на шельфе в дефиците. Строить его дорого и неясно где. В 2007 году был проект по модернизации атомного лихтеровоза «Севморпуть» в буровое судно. Но проект был заморожен.
15 июля 2024
Статьи
За свою историю компания нарастила значительные трубопроводные мощности и портфель различных компетенций. При сжимании экспортных поставок как можно развивать и оптимизировать бизнес?
16 мая 2024
Статьи
Колонка председателя редакционного совета НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ Кирилла Молодцова
16 мая 2024
Статьи
О развитии биржевой торговли нефтепродуктами, газом, углеродными единицами НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с главой СПбМТСБ Игорем Артемьевым.
16 мая 2024
Статьи
Думая об отраслевой концепции ТЭК будущего, необходимо в том числе и произвести изменения в налоговой системе. Для этого оценим эффект от действующей фискальной политики. Так что было достигнуто?
16 мая 2024
Статьи
Этой статьей продолжается публикация мнений по теме формирования благоприятной правовой среды для деятельности независимых нефтегазовых компаний. На этот раз остановимся на некоторых аспектах налогового регулирования в данной сфере, рассмотрим дополнительные меры налогового стимулирования ННК.
16 мая 2024
Статьи
Установка на результат имеет смысл даже в аналитике. Стакан может быть наполовину пустым или полным – в зависимости от широты взглядов, с которыми ты начинаешь исследование вопроса. Какой стакан вообразило РЭА Минэнерго в проекте «Сценарии развития мировой энергетики до 2050 года» и какое место там ...
16 мая 2024
Статьи
Цифровые активы становятся новой валютой энергоперехода. На каких этапах находятся разработки Китая в сфере ИИ для нефтегазовой отрасли и почему это важно знать?
16 мая 2024
Статьи
В конце 2024 года должен закончиться действующий пятилетний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» на транзит российского газа через территорию Украины в страны ЕС. Каким образом сложатся в дальнейшем поставки газа и по каким маршрутам, да и сложатся ли…?
16 мая 2024
Статьи
Белорусские нефтепродукты приспособились к новым каналам и схемам экспорта. Прозрачности меньше, но эффект от продаж на прежнем уровне.
16 мая 2024
Статьи
Вопрос о том, станет ли Китай импортером низкоэмиссионного водорода и при каких условиях, не относится к разряду научной фантастики. При всей связанной с ним неопределенностью, имеются все основания утверждать, что вероятность наступления такого события высока.
16 мая 2024
Статьи
Каким образом газифицировать удаленные от основной газовой инфраструктуры регионы, чтобы это было рентабельно? В статье представлен алгоритм газификации СПГ при условии отсутствия экспортных продаж для выбора оптимального управленческого решения.
16 мая 2024
Статьи
Дублер Босфора может стать для России палкой о двух концах. Танкеры от берегов России сократят путь до Средиземного моря, но и корабли НАТО теперь смогут попадать в акваторию Черного моря без особых проблем.
Турция строит судоходный канал, параллельный Босфору. Этот проект уже стал долгостроем: его...
Турция строит судоходный канал, параллельный Босфору. Этот проект уже стал долгостроем: его...
16 мая 2024
Статьи
Выход из Красного моря в Индийский океан – пролив Баб-Эль-Мандеб – одно из самых важных мест для мировой торговли нефтью, СПГ, а также десятками других товаров. По-арабски название пролива означает «ворота слез». Уже полгода, как он стал самым опасным для судоходства местом планеты из-за атак хусито...
16 мая 2024
Статьи
14 апреля причастное мировое сообщество отмечало Всемирный квантовый день. Чем Россия может похвастаться в этой области? В феврале Росатом объявил о создании 20-кубитного компьютера, а к концу года «должны успеть» создать 50-кубитный. Что означают эти цифры, и на каком уровне находятся российские ра...
16 мая 2024
Статьи
22 июня 1941 года по Советскому Союзу разнеслись слова Вячеслава Михайловича Молотова о нападении фашисткой Германии. В конце речи прозвучала ставшая сакральной для советского народа фраза: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Не будем разбирать ошибки советского правительств...
16 мая 2024
Статьи
18 апреля 2014 года с МЛСП «Приразломная» (Морская ледостойкая стационарная платформа) была отгружена первая партия нефти – 70 тысяч тонн марки ARCO (Arctic Oil). К августу 2023 года с «Приразломной» было отправлено на экспорт 25 миллионов тонн нефти. В настоящее время этот показател...
15 апреля 2024
Статьи
Текущие проблемы с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) стоит рассматривать лишь в качестве частного случая ряда вопросов, с которыми столкнулась наша страна в 2023 году. Безусловно, в текущем году актуализировалась необходимость усилить меры защиты производственных объектов. Но в остальном...
15 апреля 2024
Статьи
Цивилизационное противостояние с коллективным Западом требует от России в XXI веке максимально возможной самостоятельности во всех сферах, концентрации на внутреннем развитии, принятия решений об экономической безусловной значимости внутреннего рынка.
15 апреля 2024
Статьи
Теория и реальность стыкуются в планах Минэнерго в общих чертах. Ну так, с погрешностью плюс-минус 1000 км. Каким образом подобные «мелочи» отразятся на бизнесе и населении России?
15 апреля 2024
Статьи
Правительство считает, что дефицита топлива на внутреннем рынке быть не может. Но трейдеры думают по-другому. Какой логикой руководствуются те и другие?
15 апреля 2024
Статьи
О том, как работать переработке и топливным трейдерам в условиях реальности НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с главным аналитиком по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «ПРОЛЕУМ» Андреем Дьяченко.
15 апреля 2024
Статьи
Выпадающие трубопроводные объемы газа можно компенсировать поставками СПГ. Но нужно успеть нарастить мощности оперативно, чтобы осуществить продажу на волне высоких цен. Маржинальный период будет недолгим. Да и желающих торговать газом не так уж и мало
15 апреля 2024
Статьи
Каким образом складываются поставки российского газа в Китай, в чем особенности торговли и каков потенциал импорта КНР, рассказал в интервью НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию, Фонд «Институт энергетики и финансов».
15 апреля 2024
Статьи
В конце 2024 года должен закончиться действующий пятилетний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» на транзит российского газа через территорию Украины в страны ЕС. Каким образом сложатся в дальнейшем поставки газа и по каким маршрутам, да и сложатся ли…?
15 апреля 2024
Статьи
Уже как год действует договор между Россией и Белоруссией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Как это отразилось на топливном сегменте и торговых отношениях, связанных с продуктами добычи и переработки?
15 апреля 2024
Статьи
Современные плавучие установки регазификации (FSRU) обеспечивают такие же возможности по приему СПГ, как и наземные терминалы. FSRU менее мощные, но у них есть другие преимущества, главное из которых – экономичность.
15 апреля 2024
Статьи
Набирающая популярность в России тема глубокой переработки угля (или/и углехимии) очень напоминает сюжет сказки про неразменный рубль: о ней вспоминают лишь в периоды неблагоприятной экспортной конъюнктуры на мировом угольном рынке. И это неспроста: при всех очевидных выгодах – прежде всего ...
15 апреля 2024
Статьи
Технологические линии нового поколения «TMС-Hightech» и «TMС-SRLine», предназначенные для диагностики и ремонта насосно-компрессорных труб и насосных штанг, отличаются высокой производительностью и разумным уровнем автоматизации. Оборудование соответствует требованиям ГОСТ и принципам бережливого пр...
15 апреля 2024
Статьи
Газ не считается фаворитом в энергобалансе Китая. Но интрига по поводу этого энергоносителя сохраняется. КНР берет газовые «поводья» в свои руки – в 2023 году на 7,6% увеличивает потребление газа, подписывает 33% долгосрочных контрактов на поставку СПГ и становится лидером среди импортеров. ...
15 апреля 2024
Статьи
В масштабах планеты в месторождениях, будь то на суше или на шельфе, находится лишь незначительная часть природного газа. Промышленным способом добычу ведут не там, где его больше, а там, где это технически проще и экономически выгоднее. Однако с развитием технологий появляются возможности брать газ...
15 апреля 2024
Статьи
Более 70% месторождений углеводородов России являются многопластовыми, то есть месторождениями, где отдельные залежи приурочены к пластам, которые занимают самостоятельное положение в разрезе и характеризуются индивидуальными геолого-физическими свойствами, физико-химическими свойствами нефтей, ...
15 апреля 2024
Статьи
15 лет тому назад новости о Штокмановском проекте были в фокусе внимания прессы. Речь шла о реализации проекта по освоению уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения с запасами газа в 3,9 триллиона кубометров и строительстве трех очередей завода СПГ у поселка Териберка на берегу Баренцева...
15 марта 2024
Статьи
Похороны ископаемого топлива откладываются из года в год, а уже погребенный уголь сторожит взлет нефтяных и газовых цен, чтобы снова занять пьедестал лидера.