58 мертвых дельфинов. Хроника ликвидации экокатастрофы в Черном море

Автор: НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ

15 декабря 2024 года в Черном море произошла экологическая катастрофа. В шторм разломились пополам два российских танкера «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239», перевозившие в общей сложности более 9 тысяч тонн мазута. Эта первый в мире крупномасштабный разлив мазута, который, в отличие от нефти, не всплывает на поверхность, а плавает в толще воды или уходит на дно. Технологии удаления его из воды отсутствуют.

Полный ущерб аварии еще не оценен. Но понятно, что это серьезный удар по экологии и экономике всей акватории. На годы. Мазут разливается все на большей территории, на пляжах Краснодарского края, Крыма. Течение несет его вдоль берега против часовой стрелки. При этом загрязнена будет не только российская часть моря и берега, но также воды и берега Украины, Румынии, Болгарии, Турции. Уже погибли птицы и дельфины, морская подводная фауна. Власти демонстрируют неспособность справиться с последствиями драматической аварии. Тем не менее прошел уже месяц. На месте не замечено представителей нефтегазовых компаний, а также топов Минприроды, Росприроднадзора. Также на сайтах ВИНК нет никакой информации об этом событии – никакая поддержка от производителей нефтепродуктов добровольцам, очищающим пляжи и спасающим животных не оказывается. О подробностях трагедии НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ беседует с Игорем Шкрадюком, экологом и инженером, координатором программы экологизации промышленной деятельности Центра охраны дикой природы.

НГВ: Есть официальная версия, что в декабре два российских танкера река-море потерпели крушение в Керченском проливе. Они вышли в шторм, танкеры не выдержали нагрузки и затонули. Произошел разлив мазута.

И. Шкрадюк: Да. В этой части официальная версия точна.

НГВ: Известно уже, кто является отправителем мазута, куда шел мазут, то есть какие-то подробности про это? А также официальные заявления?

И. Шкрадюк: А вот тут и начинается интересное. В СМИ были опубликованы сведения о судовладельцах и о том, что оба танкера шли до порта «Кавказ», который находится в северной части Керченского пролива. Однако, они пошли в южную часть Керченского пролива, минуя пункт назначения. То есть, все, что там было написано по документам, не вполне соответствует действительности. Коллеги, нефтепереработчики рассказывают, что эти танкеры везли груз, принадлежащий структуре, близкой к «Роснефти». Планировалось перегрузить мазут в море на другие танкеры большего размера, которые пойдут дальше. Речь о теневом экспорте нефти изза санкций. Понятно, что прямым текстом никто об этом публично не заявит. Поэтому я могу начать говорить об этом с другого ракурса.

Первопричиной аварии является техническое состояние российской промышленности. Этот мазут был предназначен для переработки на других заводах. То есть то, что для российских нефтеперерабатывающих заводов – отход, для других – сырье. В частности, в Евросоюзе был построен завод, который изначально был запроектирован для работы на российском мазуте и производства дизельного топлива. С началом санкций владельцы этого завода подали в суд на Евросоюз с требованием компенсации за убытки, вызванные санкциями, и они компенсацию отсудили. Получается, если бы в России нефтеперерабатывающая промышленность могла перерабатывать мазут до конечных продуктов, включая и светлые, и кокс, то и не было бы нужды в перевозке мазута танкерами. Соответственно, отсталость нефтепереработки – это одна из причин, как следствие – разлив при транспортировке. Вообще говоря, это следствие технологической зависимости России. Несмотря на многочисленные слова про «суверенитет» и «импортозамещение», все это остается словами. Еще несколько лет назад власти не смогли или не захотели заставить бизнес заниматься реальным импортозамещением, а точнее реальным созданием собственного контура производства и применения технологий. И только внешнее воздействие в виде санкций подвигли часть бизнеса этим заниматься, делать собственные продукты.

НГВ: Сейчас сколько примерно мазута уже в море и сколько мазута вообще убрано? Если убрано… Потому что мы знаем, что только добровольцы фактически руками убирают этот мазут с пляжа.

И. Шкрадюк: Согласно официальным данным, 15 декабря вылилось 2400 тонн мазута, а 6800 тонн оставались еще в емкостях танкеров. Два танкера разломились на четыре части, три из которых утонули на глубине около 20 метров, одну часть танкера выбросило на берег рядом с портом Тамань. 10 января началась утечка из этой выброшенной на берег части судна. И только тогда там начались аварийные спасательные работы. Сколько вытекло, официальных сообщений нет. По поводу того, сколько собрано… Оперштаб по ликвидации ЧС сообщает каждые сутки о том, сколько вывезено грунта. В основном, песка анапских пляжей. Сейчас это больше 140 тысяч тонн. Легко подсчитать, что в вывезенном песке мазута меньше 1%. Сколько мазута в вывезенном песке, официальных сообщений нет. Делают ли анализы содержания мазута в вывозимом песке? Не знаю. Я вот сегодня пытался по телефону это выяснить. Безуспешно. Волонтеры собрали сколько-то тонн песка с гораздо большим содержанием мазута, но сколько тонн, сколько там мазута, сколько в итоге собрано мазута, сведений нет. Сколько мазута осталось в море, мы поэтому тоже не знаем. При этом загрязнен берег на протяжении уже 500 километров. От Батуми до Кинбурнской косы. В том числе большая часть южного берега Крыма. Течение в Черном море идет против часовой стрелки, то есть течение сейчас несет мазут к берегам Украины, Румынии, Болгарии, может быть, и к Турции. Катастрофа приобретает международный характер.

НГВ: Эти страны уже начали что-то делать для того, чтобы оперативно чистить свои воды?

И. Шкрадюк: Только что в Крыму начались работы, крымчане активно изучают опыт Анапы и применяют. Что касается Румынии, Болгарии, Турции, Украины, у меня нет сведений. Очень возможно, что там произойдет также, как в России. У нас делают только тогда, когда грянет гром. Хотя, несомненно одно: когда мазут будет прибивать к берегам соседних государств, они предъявят претензию России. Размер претензий сейчас трудно оценить. Росприроднадзор рассчитал убытки только морю в 33 миллиарда рублей. В итоге это может вылиться в миллиарды евро. Сейчас даже приблизительно говорить о суммах не представляется возможным. Разлив мазута в Керченском проливе в 2007 году был оценен, по-моему, от трех до шести миллиардов рублей. Сейчас, думаю, будет больше. Экологи из организации «Земля касается каждого» оценили ущерб в 33 миллиарда рублей. Сколько – еще рано говорить, потому что утечка, начавшаяся 10 января, еще не полностью локализована. Будут ли утечки мазута из лежащих под водой частей танкеров, неясно.

НГВ: А вот Росприроднадзор кому будет предъявлять обвинение по поводу этой аварии?

И. Шкрадюк: 13 января глава правительства Мишустин поручил Росприроднадзору оценить ущерб. Росприроднадзор подсчитает сумму убытков. Предъявление обвинения – это функция Следственного комитета и прокуратуры. Пока прокуратура сообщила, что возбудила уголовное дело по факту нарушения правил безопасности судоходства, повлекшее гибель человека. Груз должен был быть застрахован, но никаких сведений о страховой компании и об оплате убытков нет. Грузовладелец, структура близкая к «Роснефти», в СМИ не светится..

НГВ: Как пострадали фауна и флора? Как экологи предварительно оценивают воздействие на экосистему?

И. Шкрадюк: Прежде всего от мазута пострадали птицы. Волонтеры отмыли уже тысячи птиц, измазанных мазутом. Как правило, мазут облепляет крылья, птице тяжело летать, а мазут резко увеличивает теплопроводность оперения, что влияет на теплообмен, и птица замерзает. Пытаясь чистить мазут с перьев, птица измазывает клюв. Мазут попадает в желудок. Первая мера, к которой приходится прибегать для спасения птицы, это напоить ее сорбентом для счистки желудка. Затем волонтеры птиц отмывают. После этого нужно, чтобы птичка восстановила жировой покров в части оперения. Если она была измазана немного, ей нужно несколько дней на реабилитацию, а сильно измазанные мазуты птицы должны перенести линьку, и только перелинявшие, со свежим чистым оперением, они могут быть выпущены на волю.

Увы, сейчас большинство собранных на берегу птиц погибает даже при ветеринарном уходе. Вскрытие показывает: некроз пищевода. Этот мазут – яд для живого.

На берегу обнаружены погибшие от мазута дельфины. – уже найдено 58. Точно неизвестно, причина смерти связана с органами дыхания или с органами пищеварения. Куда попал мазут – в желудок или в легкие. На берегу есть полностью вымазанные в мазуте и погибшие крабы. То есть мазут лежит на дне. С конца января начнется нерест. И все рыбы, которые будут метать икру, рискуют остаться без потомства, поскольку мазут очень плохо влияет на икру и на мальков. Токсичные вещества, выделяющиеся в воду из мазута, будет нарушать развитие рыбок из икры. В общем, последствия для фауны огромны, но видны еще не все. Как пострадала подводная живность и как пострадали водоросли – еще не исследовали. Эта история не на один год. Понятно, что рано или поздно море очистится. Вероятно, за десятки лет Черное море справится с этой катастрофой. А как будет себя чувствовать при этом ориентированный на отдыхающих курортный бизнес? Бизнесу придется искать другие сферы деятельности. Опасаясь канцерогенных веществ, имеющихся в мазуте, миллионы людей не захотят ехать отдыхать на берег Черного моря.

НГВ: Почему власть не привлекает технологии очистки от инжиниринговых компаний?

И. Шкрадюк: Я сегодня звонил члену Оперштаба. Все очень трудно, непонятно. Первое. При том, что Россия – северная страна, технологии ликвидации разлива мазута именно в холодной воде подготовлены не были. Мазут в холодной воде при плюс 4-х градусах очень густой, как пластилин. Насосы на судах Морспасслужбы МЧС не могут перекачать этот мазут. Средств разогрева мазута или средств снижения вязкости мазута для перекачки нет. Бонов, перекрывающих всю толщу воды до дна, чтобы избежать растекания мазута в толще воды, нет. Да и такой масштабной аварии с утечкой мазута в холодной воде не было.

Дальше самое главное. В целом, мазут имеет очень широкий диапазон свойств. Это отходы переработки разных сортов нефти на разных заводах. То есть под маркой «мазут» фактически подразумевается смесь веществ с составами, свойствами, «гуляющими» в очень широких пределах. И одна из первых задач, которую должны были решать власти, – это исследование свойств именно этого мазута. Плотность в зависимости от температуры, вязкость в зависимости от температуры, химический и фракционный состав, состав водной вытяжки, то есть той пленки, которая растекается на поверхности воды, состав летучих веществ, того, чем дышат волонтеры, которые его убирают. Мы всего этого не знаем. Я сегодня звонил в Оперштаб, пытался выяснить. Кто-то что-то исследует, результатов пока нет. Подчеркиваю, месяц после аварии. А мы не знаем состава вылитого мазута. Соответственно, масса инженерных решений должна быть сперва опробована на реальном мазуте, прежде чем тиражировать технологию.

Приведу пример. В начале разлива неясно было, к чему мазут липнет, а к чему нет. К счастью, нашелся руководитель КБ специальных технологий из Сколково Владимир Каляев, который со своей командой приехал на берег. Он опытным путем нашел материал, к которому хорошо прилипает мазут в холодном море, в холодном воздухе. Это оказался полиэтилен и полипропилен. Полиэтиленовые и полипропиленовые сетки Каляева сейчас расстилают на берегу, чтобы к ним прилипли кусочки мазута. То есть вот эта технология создана фактически на третью-четвертую неделю после разлива. Мировой опыт ликвидации разливов нефти, в том числе мазута, обобщен Международнй федерации владельцев танкеров ITOPF в серии из 17 брошюр и опубликован на русском языке (https://www.ospri.online/). Там есть и рекомендации по применеию полипропиленовых сетей. С этим опытом ознакомились очень немногие.

Волны разбивают большие комья мазута на мелкие кусочки. Мелкие кусочки сейчас собирают вручную методом просеивания песка. Вместо того, чтобы мобилизовать оборудование для просеивания мазута, Оперштаб выбрал вариант вывоза с берега песка. В том числе волонтеры обнаружили попытки вывоза совершенно чистого песка под видом загрязненного. Происходит откровенное хищение песка с анапских пляжей. Содержание мазута в вывозимом песке не контролируется. Зато работа погрузчиков и самосвалов оплачивается. То есть это просто возможность владельцам спецтехники подработать в межсезонье на не самой важной и не самой срочной работе. Надо учесть, что штормы будут выбрасывать мазут на берег еще месяцы. Соответственно, еще месяцы надо будет собирать загрязненный мазут с берега. Ну, вывезли слой мазута с пляжа, значит, нижележащий слой песка опять будет загрязнен мазутом. В силу этого вывоз песка на полигоны общей емкостью 200 тысяч тонн не оправдан.


Шкрадюк_2_IMG_3542.jpeg


Шкрадюк_3_.jpeg


Шкрадюк_4_IMG_3702.jpeg

Далее. Волонтеры начали собирать мазут в мешки, когда мазут лежал на берегу большими комками. Перерабатывать этот мазут в мешках очень неудобно. Оборудования для разрезания мешков на полигонах нет. То есть их так и складывают в мешки. Что такое эти мешки? Это одноразовая пластиковая упаковка. Их закупили, как я прочитал, 345 тысяч штук. По 20 килограммов в один мешок – это семь тысяч тонн мазута с песком. Намного больше, чем разлито мазута. Почти чистый песок в мешках и мешки, где мазут с небольшой примесью песка, вывозят на один полигон и складывают в одни кучи. Хотя для переработки их надо разделять. Система оборотных бочек для мазутов не введена. И поскольку в холодной воде мазут лежит у дна и дрейфует в толще воды, то он будет выбрасываться на берег еще много времени. Надо либо прочесывать толщу воды сетями, на которые мазут будет налипать, либо как-то поднимать мазут со дна. Поднять мазут со дна можно с помощью пузырьков воздуха, если они прилипают к частицам мазута. Насколько хорошо пузырьки воздуха прилипают к мазуту в холодной воде, не исследовано. Соответственно, годится ли такой способ для того, чтобы поднять мазут на поверхность, мы не знаем, пока не будет проведена опытная работа. Наконец, нужно производить очистку собранной смеси песка и мазута. Есть технология очистки загрязненных грунтов. Но чтобы их опробовать, нужны разные образцы загрязненных грунтов в количестве десятков килограммов. Пока мне не удалось добиться этих образцов.

Единственный способ – это выехать на берег и решать вопрос в Анапе. Я бросил клич с просьбой собрать денег на поездку на юг. Пока собрано 22 279 рублей. Этого хватило бы, если бы я поехал махать лопатой на берегу. Для того, чтобы привезти десятки килограммов разных образцов, этого явно недостаточно. Спонсор предоставил машину. Возможно, кто-то захочет помочь. Я готовлю делать доклад о технических средствах и технологиях ликвидации аварий. После собираюсь выехать на место катастрофы.