Устойчивой тенденцией последних двух десятилетий было непрерывное увеличение роли нефтегазовых доходов в экономике страны. Поступления от нефти и газа являются также главной компонентой торгового баланса, основой формирования международных резервов и специализированных фондов. Вместе с тем с начала проведения налогового маневра произошла кардинальная смена приоритетов фискальной политики – снижение таможенных пошлин стимулирует экспорт сырья, а рост ставок НДПИ угнетает внутренний рынок нефтепродуктов. В результате начинает проявляться отрицательный мультипликативный эффект – пересмотр льготных коэффициентов, введение обратного акциза, рост ставок существующих налогов и планы по введению новых для компенсации выпадающих доходов.
Стратегия регулирования налогообложения в зависимости от конъюнктуры рынка и для выполнения бюджетообразующей функции способна решить только текущие задачи, а также демотивировать недропользователей и инвесторов к реализации долгосрочных программ развития. Поэтому ориентиры трансформации налогообложения нефтегазового комплекса должны быть связаны с фундаментальными факторами, обеспечивающими расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, повышение производительности труда за счет технологического перевооружения отрасли, развитие импортозамещающих технологий освоения трудноизвлекаемых запасов (в том числе Арктической зоны и шельфа), рост глубины переработки и расширение номенклатуры продуктов высоких переделов.
За последние 10 лет налоговые льготы в основном приумножались, несмотря на неоднократные падения цен на нефть. Например, в 2008 году при снижении цены нефти до $38/барр был установлен уровень необлагаемой цены $15 вместо ранее действовавшей нормы в $9/барр, что существенно уменьшило налоговую нагрузку на компании. Сейчас впервые на фоне низких цен на нефть произошла отмена конкретных льгот по весьма значительным группам месторождений – сверхвязкая нефть и месторождения с высокой степенью выработанности, также вводятся другие ограничения льгот и преференций. В качестве одного из основных аргументов в пользу принятых решений указывается невостребованность этих льгот.