Статья

Коротко о главном

Вечером 24 апреля Польша остановила транзит нефти по нефтепроводу «Дружба». В телефонограмме от оператора польского участка «Дружбы» компании PERN, отправленной белорусскому оператору нефтепровода, сообщается, что НПЗ в Польше и Германии не могут принимать и перерабатывать нефть такого низкого качества. Причем в Министерстве энергетики Польши заявили, что задействуют резервный канал через порт Гданьска, если ситуация не разрешится в ближайшее время.

Проблемы с качеством Urals

Вечером 24 апреля Польша остановила транзит нефти по нефтепроводу «Дружба». В телефонограмме от оператора польского участка «Дружбы» компании PERN, отправленной белорусскому оператору нефтепровода, сообщается, что НПЗ в Польше и Германии не могут принимать и перерабатывать нефть такого низкого качества. Причем в Министерстве энергетики Польши заявили, что задействуют резервный канал через порт Гданьска, если ситуация не разрешится в ближайшее время.

За неделю до этого о резком ухудшении качества российской нефти сообщил «Белнефтехим». Компания «Транснефть» 19 апреля признала существование проблем с содержанием в нефти хлоридов, но обещала их решить к 22–23 апреля. Однако с 24 апреля чистая нефть стала подаваться лишь на один из двух белорусских НПЗ – Полоцкий – по северной ветке «Дружбы». «Белнефтехим» оценил недополученную выручку от продаж в результате снижения объемов переработки на белорусских НПЗ из-за ухудшения качества российской нефти в $100 млн.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак 25 апреля сообщил журналистам, что принимаются оперативные меры и «в настоящее время на территории РФ значительная часть нефти низкого качества откачана в емкости, а уже 29 апреля, чистая и качественная нефть будет на границе с Белоруссией». Также Дмитрий Козак не исключил, что Москва может возместить ущерб соседей от инцидента, увеличив поставки российских нефтепродуктов в Белоруссию.

Примечательно, что совсем немного ранее вокруг нефтепровода «Дружба» уже возникали серьезные разногласия между Россией и Белоруссией. 11 апреля главный инженер ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго сообщил журналистам, что в ближайшее время планируется ремонт пяти участков нефтепровода. Это означало временную остановку транзита российской нефти в Европу. В свою очередь, президент компании «Транснефть» Николай Токарев заметил, что нефтепроводы, проходящие по территории Белоруссии, находятся в удовлетворительном состоянии и не нуждаются в остановке для ремонта. Подоплека конфликта была ясна. Минску не удалось договориться с Москвой по двум важнейшим для экономики Белоруссии вопросам – цене на газ и компенсации от завершения налогового маневра в России. Что касается второго, то Александр Лукашенко в конце прошлого года оценил потери своей страны за пять лет в результате завершения налогового маневра в нашей стране в $10,8 млрд. Понятно, что два события никак не связаны, но вполне возможно предположить, что теперь стороны найдут больше точек соприкосновения и смогут найти компромиссное решение, устраивающее оба государства.

Ужесточение санкций

Президент США Дональд Трамп 22 апреля сообщил о том, что со 2 мая текущего года перестанут действовать исключения на запрет импорта нефти из Ирана. В ноябре прошлого года вошел в силу второй пакет санкций против Ирана, среди прочего запрещающий покупку иранской нефти. Одновременно с этим для восьми стран – Китая, Греции, Индии, Италии, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Турции – были предоставлены временные разрешения на импорт определенного количества «черного золота» из Исламской Республики.

В заявлении Белого дома говорится, что восполнить выпадающие в результате санкций объемы нефти помогут Саудовская Аравия и ОАЭ. Причем в нефтяном королевстве уже отреагировали на это известие, анонсировав планы провести встречи с крупнейшими производителями и потребителями «черного золота», чтобы не допустить очередной разбалансировки рынка. Фактически это означает, что Саудовская Аравия может начать наращивать добычу уже в самое ближайшее время.

Естественно, возникает вопрос о будущем соглашения ОПЕК+. В новых условиях дальнейшее выполнение сделки остается выгодным только самому Ирану, и он уже пытается воздействовать на других участников пакта о сокращении добычи, но едва ли преуспеет в этом. Практически выпадение с рынка нынешних объемов иранской нефти (около 1 млн барр/сут.) вкупе с уменьшением добычи в Ливии и Венесуэле перевыполняют условия сокращения ОПЕК+ (на 1,2 млн барр/сут.), оговоренные в декабре прошлого года.

Считается, что быстрее всего нарастить добычу смогут в Саудовской Аравии. Однако отечественные компании также уже не раз заявляли, что готовы к увеличению производства и не видят смысла в дальнейшем сокращении добычи. Для России нынешние цены на нефть достаточно комфортны, как для бюджета, так и для нефтедобытчиков. К тому же решение США подтолкнуло цены на нефть еще больше вверх. Впрочем, с другой стороны, бесконтрольное наращивание добычи нефти в случае аннулирования соглашения ОПЕК+, может привести к очередному возникновению избытка «черного золота» на мировом рынке.

«Газпром нефть» начинает разработку Ямбургского месторождения

«Газпром нефть» собирается разрабатывать ачимовские залежи Ямбургского месторождения «Газпрома». Кроме того, компания подготовила проект интегрированного освоения нефтяных оторочек Ен-Яхинского и Песцового месторождений, лицензии на которые также принадлежат «Газпрому», вместе с двумя своими месторождениями – Тазовским и Северо-Самбургским. По словам заместителя главы «Газпром нефти» Вадима Яковлева, компания заключила с «Газпромом» рисковый операторский контракт по указанным активам последнего, что позволит компании разрабатывать их и ставить запасы на свой баланс, хотя лицензия останется у «Газпрома».

Геологические запасы нефтяных ачимовских залежей Ямбургского месторождения, одного из крупнейших в России, оцениваются в 1,2 млрд тонн н.э, запасы нефти Песцового месторождения более 70 млн тонн н.э., Ен-Яхинского − более 130 млн тонн н.э. «Газпром нефть» планирует приступить к промышленной добыче на Ямбургском месторождении в 2024 году, после уточнения геологического строения и завершения строительства инфраструктуры. Ожидается, что ежегодно объем добычи здесь будет составлять до 8 млн тонн н.э.