13 октября 2015 Статья

Fitch: Рост налогов может заставить российские нефтяные компании сократить бурение

Автор: Fitch
Повышение налогов для российских нефтяных и газовых компаний в 2016 году приведет к сокращению их операционного потока наличности, а также капрасходов.
Повышение налогов для российских нефтяных и газовых компаний в 2016 году приведет к сокращению их операционного потока наличности, а также капрасходов, к примеру, путем сокращения бурения на зрелых месторождениях.

8 октября правительство России объявило о повышении в 2016 году НДПИ для «Газпрома» («BBB»-/прогноз «Негативный») примерно на 100 млрд руб. ($1,7 млрд). Кроме того, в 2016 году, вместо того, чтобы постепенно снизиться для компенсации повышения НДПИ на нефть в 2015-2017 гг., экспортная пошлина на сырую нефть и нефтепродукты не поменяется. От этого российские нефтяные компании не досчитаются порядка 200 млрд рублей ($3,3 млрд) в следующем году. Насколько понимают в Fitch, правительство собирается снизить уровень экспортной пошлины в 2017 году.

Данное решение, по всей вероятности, является компромиссом между Минфином, которое изначально предлагало повысить налоги примерно на 600 млрд руб ($10 млрд), и крупнейшими российскими нефтяными компаниями, которые выступили категорически против данного плана, заявив, что он приведет к падению инвестиций и резкому сокращению добычи нефти.

Повышение НДПИ для «Газпрома», вероятно, не принесет немедленных последствий для кредитоспособности компании, так как ее EBITDA в 2016 году снизится всего на 5% в сравнении с предыдущим прогнозом Агентства. Уровень использования заемных средств (леверидж) «Газпрома» остается низким среди аналогичных компаний в мире. Однако, эти и другие финансовые и коммерческие затруднения могут заставить «Газпром» пойти на урезание программы капитальных расходов на 2016 год и, возможно, затормозить развитие новых трубопроводных проектов компании.

Для независимых производителей газа, таких как НОВАТЭК («ВВВ»- прогноз «Негативный») НДПИ повышен не будет; впрочем, и они могут быть затронуты как экспортеры газоконденсата. А вот влияние на российские нефтедобывающие компании будет более значительным, хотя и недостаточным для каких-либо рейтинговых действий. По оценкам Fitch, при цене на Brent в $55/барр. EBITDA большинства ВИНК сократится на 7-10% как результат принятых налоговых мер. Компании с меньшей долей экспорта и большей долей в секторе downstream, такие как «Башнефть» ("BB"/прогноз "Стабильный"), "Газпром нефть" ("BBB-"/прогноз "Негативный") и "ЛУКОЙЛ" ("BBB-"/ прогноз "Негативный"), будут менее затронуты ,чем «Роснефть» и «Татнефть» ("BBB-"/ прогноз "Негативный"), чья прибыль более чувствительна к изменениям экспортной пошлины.

В Fitch считают, что рост налогов, скорее всего, заставить российские нефтяные компании еще более урезать бюджет на капрасходы в 2016 году. В частности, компании могут в дальнейшем снизить уровни эксплуатационного бурения на браунфилдах, особенно в Западной Сибири. Тем более, некоторые российские мейджоры уже сообщали о снижении объемов бурения в 2015 году (данные ЦДУ ТЭК показывают, что «Газпром нефть» в первом полугодии текущего года снизила объемы бурения на 7%, а «Лукойл» на 15%). Таким образом, повышение налогов может ускорить темпы снижения добычи на зрелых месторождениях. Крупнейшие НК также могут снять с эксплуатации гринфилды, которые не подпадают под налоговые послабления по экспортной пошлине.

Все эти факторы в совокупности могут привести к тому, что рост российской нефтедобычи даст задний ход, причем уже в 2016 году. Дальнейшее повышение налогов рискованно, особенно если цены на нефть застынут на текущей отметке на долгое время, или же еще снизятся. Это одна из причин, по которой Fitch ограничивает рейтинги российских нефтяных и газовых компаний суверенным рейтингом. Тем не менее, при сценарии постепенного восстановления цен на нефть, являющегося для Fitch базовым, более высокие налоги в целом менее вероятны.