08 мая 2024
Максим Дьяченко: «Дальнейшее сдерживание розничных цен на топливо будет ограничивающим фактором для развития отрасли»
Как справляются регуляторы, АЗС и НПЗ с вызовами на рынке ГСМ в интервью НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ рассказал управляющий партнер «ПРОЛЕУМ» (ранее «Петролеум Трейдинг») Максим Дьяченко
НГВ: По каким направлениям идет продажа ГСМ, какой вид логистического транспорта сегодня в приоритете?
М. Дьяченко: Ключевые объемы крупнооптовых партий на рынке по-прежнему реализуются на базисах ж/д станций и доставляются железной дорогой. В части дизельного топлива есть также трубные партии, на которые может приходиться до 25% от дневных продаж. В то же время мы видим более активный спрос на автомобильные партии ввиду сложностей с ж/д отгрузками в 1-м квартале этого года. Стоит отметить, что приобрести товар на условиях самовывоза автотранспортом можно только у ограниченного числа не самых крупных производителей, а крупнейшие компании ограничивают или полностью запретили отпуск товара мелким оптом (авто) для отдельных категорий покупателей – в первую очередь трейдерам.
НГВ: Изменилась ли структура перевозок ГСМ и увеличилась ли доля автотранспорта в системе доставки? Какие изменения можете отметить в речных перевозках?
М. Дьяченко: Скорее тот выросший объем, там, где это возможно, был перевезен на авто. Говоря о речном транспорте, мы активно работали по речной доставке еще лет 10 назад, но с появлением биржи этот рынок остался у ВИНК. Речных базисов на бирже нет, а приобрести товар на воду можно только у сбыта ВИНК, который не продает трейдерам.
НГВ: В каких сегментах растет спрос на топливо на внутреннем рынке и какие регионы являются лидерами спроса? Какова динамика продаж по сравнению с первыми месяцами 2023 года?
М. Дьяченко: В первом квартале наблюдается рост спроса в Центральном и Южном федеральных округах, сезонный рост спроса от промышленных предприятий востока. При этом это спрос компаний, работающих с крупнооптовыми партиями топлива, а они могли формировать запасы в преддверии сезона и на опасениях роста цены. Стоит отметить, что в России сейчас самые высокие с 2008 года показатели индекса предпринимательской уверенности в промышленности, то есть крупные потребители топлива прогнозируют рост спроса на свои товары и заранее приобретают сырье.
НГВ: Есть партнерство между биржей и РЖД по поводу отгрузки и доставки ГСМ, и были гарантии по срокам доставки, по факту же – все не так радужно. Как это регулируется? Какие уже есть результаты?
М. Дьяченко: Если вы о проекте ОТП РЖД, то пока что это пилотный проект, включающий личный кабинет для отправки разнарядок и заказа транспортировки. В регулярных отчетах компания-оператор ОТП РЖД отчитывается о том, что сроки отгрузок сокращаются. Но, во-первых, объемы там пока еще слишком небольшие, во-вторых, мы по своим поставкам такой тенденции не видим. Думаю, что больший эффект будет от уже принятого решения о повышении класса приоритетности перевозки нефтепродуктов, так как после этого скорость отгрузки и доставки начала заметно сокращаться.
НГВ: Нефтяные компаний обязали увеличить нормативы (1% от реализуемых на бирже нефтепродуктов в основной секции ). Какой результат планировался и какой получили в реальности? Есть ли в планах увеличить нормативы еще?
М. Дьяченко: Судя по всему речь идет об 1% от общего норматива продаж для реализации на срочном рынке. Это давний, объемный и сложный вопрос даже, пожалуй, для отдельного обсуждения. Сейчас этот 1% добровольный и никто из нефтяных компаний, кроме «Газпрома», который давно работает на этом рынке, новацией не воспользовался. Мы считаем, что более перспективен для развития срочного рынка запуск расчетных контрактов на национальный индекс нефтепродуктов.
НГВ: Как Вы относитесь к тому, что ВИНКи могут продавать топливо, но не обязаны это делать? И как по факту складывается ситуация?
М. Дьяченко: У всех доминирующих игроков есть обязательство по продаже на бирже минимальных объемов нефтепродуктов, регулируется оно совместным приказом ФАС и Минэнерго, а также ИФНС – если норматив не выполняется, то ВИНК не получит обратный акциз на нефть. Так что все нормативы не только выполняют, но и перевыполняют.
НГВ: Какая сегодня ситуация с серыми схемами? Известно, что купленные партии топлива на бирже отправляются на экспорт, или ВИНКи покупают топливо друг у друга, или у себя же через трейдеров. Нашли способ предотвращать подобные операции?
М. Дьяченко: Свечку не держал, точной информации ни у кого нет, поэтому наверное такие схемы и называют серыми. На рынке действительно много слухов об этом, и их дополнительно подогревает то, что биржа, например, скрыла данные об объемах покупки ВИНК у ВИНК в основную торговую сессию. Экспорт не производителями также сохраняется, но уже не в критичном объеме для рынка, преимущественно в направлении соседних среднеазиатских стран.
НГВ: Сейчас идет много разговоров о развитии фьючерсного рынка. Есть ли уже конкретные шаги по формированию этих инструментов и торгов? Какой эффект это может дать рынку?
М. Дьяченко: Срочный рынок нефтепродуктов развивается в России года с 2008, если я не ошибаюсь. На СПбМТСБ активно примерно с 2016 года. В дорожной карте по развитию конкуренции задачи по его развитию стабильно заданы без существенного движения, и такое чувство, что на повестке он только для публичных мероприятий. Каких-то рабочих встреч или иной активности немного. Как я отметил выше, в ближайшее время планируется запуск новых расчетных фьючерсных контрактов на национальные индексы СПбМТСБ на бензин и ДТ. Этот проект нам кажется перспективным и интересным, так как двинуть индекс (повысить или понизить цену) существенно в ту или иную сторону отдельной нефтяной компании или трейдеру не по силам, то такой фьючерс нельзя дискредитировать, а значит, на его основе можно открывать позиции на гигантские суммы. Это очень волатильный, а значит привлекательный для спекулянтов рынок, если они создадут ликвидность, то в этот раз у нас может и получиться. С точки зрения эффекта – рынок изменится в первую очередь качественно, благодаря возможности страховать ценовые риски, рентабельность всех участников должна повыситься. Также на рынок придет новый капитал и, конечно же, инвестиции в первую очередь в инфраструктуру по хранению и транспортировке нефтепродуктов. Возникнут новые форматы отношений на рынке, долгосрочные контракты, внебиржевой рынок СВОПов и опционов. Рынок сможет отойти от ручного управления и перейти на режим ответственности хозяйствующих субъектов за результаты своей экономической деятельности.
НГВ: Как демпфер и НДПИ влияют на актуальную ситуацию на топливном рынке? Нужно ли регуляторам менять налогообложение и как именно?
М. Дьяченко: В настоящее время эти меры являются важной частью обеспечения стабильности на топливном рынке, обеспечивая рентабельность НПЗ и независимой розницы. При этом помимо розницы косвенно эту субсидию получают все потребители нефтепродуктов. Важно понимать, что повышенные выплаты по обратному демпфирующему акцизу, которые обеспечивают приемлемые оптовые цены на нефтепродукты, осуществляются за счет повышения НДПИ. Правительство много лет пыталось уйти от перекрестного субсидирования отраслей, но в итоге к ней была вынуждена вернуться. Хочется пожелать нашей отрасли скорой разработки комплексной стратегии развития и балансирования рынка, чтобы уйти от текущей структуры. В качестве краткосрочных мер важно рассмотреть более либеральное отношение к розничным ценам на АЗС и плавающий размер демпфера. Так как при текущих его параметрах в случае резкого и существенного роста экспортной альтернативы на нашем рынке могут сформироваться кризисные явления, если выплат по демпферу будет недостаточно.
НГВ: Некоторые эксперты утверждают, что первое полугодие для рынка всегда спокойное, в то время как с июля, когда в стране допускаются минимальные товарные остатки, начинается дефицит. Повторится ли такая же ситуация в этом году?
М. Дьяченко: Точно не в этом году, в том плане, что кризисные явления у нас возникли уже в январе. А в феврале был введен запрет на экспорт бензина и ощутилось серьезное давление регуляторов с целью насыщения рынка дизельным топливом. Впереди плановые ремонты НПЗ и сезонный рост потребления, с учетом этих объективных ограничений правительство сталкивается с серьезной задачей по насыщению и обеспечению стабильного снабжения рынка. В текущих условиях давать какие-то определенные прогнозы очень сложно, так как волатильность рынка находится на рекордных исторических уровнях, а это означает, что есть вероятность существенного изменения рыночных цен в обе стороны.
НГВ: Создаются ли запасы топлива, чтобы исключить ситуацию с дефицитами и ажиотажем на рынке ГСМ? Появилась ли понятная методология подсчета остатков ГСМ?
М. Дьяченко: Запасы сейчас растут и находятся на рекордно высоких уровнях как по ДТ, так и по бензинам, при этом эти запасы, по данным Минэнерго, более существенно прирастают за счет независимых нефтебаз. В то же время существенной частью запасов остаются товары в пути и на НПЗ. При этом в 2023 году в сентябре, в разгар топливного кризиса, запасы сохранялись на сопоставимо высоких уровнях. То есть, по всей видимости, у регуляторов есть сложности в управлении или направлении запасов на рынок в некоторых ситуациях. Думаю, что формирование интервенционного фонда, который можно было бы наполнять при низких ценах и использовать в условиях кризисов, могло бы быть эффективной стратегией регулирования рынка.
НГВ: Будет ли товарный кризис на рынке ГСМ? Вырастут ли цены? Какую вы видите динамику торгов к лету?
М. Дьяченко: Мы не даем публично подобные комментарии, так как они могут оказать влияние на ценовую динамику.
НГВ: Согласны ли вы с утверждением, что «повышение оптовых цен на бензин не всегда приводит к росту розничной стоимости, и предсказать изменения стоимости топлива на заправочных станциях невозможно». Почему это сделать невозможно, если АЗС подстраиваются под условия рынка и выставляют свою цену на заправках в зависимости от цены, установленной регуляторами, чтобы не работать в убыток?
М. Дьяченко: Как раз наоборот, цены на АЗС предсказать просто, они много лет неофициально третируются на уровне инфляции. А вот динамику оптовых цен действительно предсказать невозможно, слишком большое количество факторов оказывают на нее влияние. Этот диспаритет и создает ключевые проблемы для рынка и сложности для регуляторов. Задача по сдерживанию розничных цен приводит к перекрестному субсидированию, более интересным поставкам на экспорт по сравнению с внутренним рынком и сложной, а значит, негибкой системе регулирования. Розничные цены существенно отстали от общей инфляции в российской экономике, и их дальнейшее сдерживание будет ограничивающим фактором для развития отрасли.
М. Дьяченко: Ключевые объемы крупнооптовых партий на рынке по-прежнему реализуются на базисах ж/д станций и доставляются железной дорогой. В части дизельного топлива есть также трубные партии, на которые может приходиться до 25% от дневных продаж. В то же время мы видим более активный спрос на автомобильные партии ввиду сложностей с ж/д отгрузками в 1-м квартале этого года. Стоит отметить, что приобрести товар на условиях самовывоза автотранспортом можно только у ограниченного числа не самых крупных производителей, а крупнейшие компании ограничивают или полностью запретили отпуск товара мелким оптом (авто) для отдельных категорий покупателей – в первую очередь трейдерам.
НГВ: Изменилась ли структура перевозок ГСМ и увеличилась ли доля автотранспорта в системе доставки? Какие изменения можете отметить в речных перевозках?
М. Дьяченко: Скорее тот выросший объем, там, где это возможно, был перевезен на авто. Говоря о речном транспорте, мы активно работали по речной доставке еще лет 10 назад, но с появлением биржи этот рынок остался у ВИНК. Речных базисов на бирже нет, а приобрести товар на воду можно только у сбыта ВИНК, который не продает трейдерам.
НГВ: В каких сегментах растет спрос на топливо на внутреннем рынке и какие регионы являются лидерами спроса? Какова динамика продаж по сравнению с первыми месяцами 2023 года?
М. Дьяченко: В первом квартале наблюдается рост спроса в Центральном и Южном федеральных округах, сезонный рост спроса от промышленных предприятий востока. При этом это спрос компаний, работающих с крупнооптовыми партиями топлива, а они могли формировать запасы в преддверии сезона и на опасениях роста цены. Стоит отметить, что в России сейчас самые высокие с 2008 года показатели индекса предпринимательской уверенности в промышленности, то есть крупные потребители топлива прогнозируют рост спроса на свои товары и заранее приобретают сырье.
НГВ: Есть партнерство между биржей и РЖД по поводу отгрузки и доставки ГСМ, и были гарантии по срокам доставки, по факту же – все не так радужно. Как это регулируется? Какие уже есть результаты?
М. Дьяченко: Если вы о проекте ОТП РЖД, то пока что это пилотный проект, включающий личный кабинет для отправки разнарядок и заказа транспортировки. В регулярных отчетах компания-оператор ОТП РЖД отчитывается о том, что сроки отгрузок сокращаются. Но, во-первых, объемы там пока еще слишком небольшие, во-вторых, мы по своим поставкам такой тенденции не видим. Думаю, что больший эффект будет от уже принятого решения о повышении класса приоритетности перевозки нефтепродуктов, так как после этого скорость отгрузки и доставки начала заметно сокращаться.
НГВ: Нефтяные компаний обязали увеличить нормативы (1% от реализуемых на бирже нефтепродуктов в основной секции ). Какой результат планировался и какой получили в реальности? Есть ли в планах увеличить нормативы еще?
М. Дьяченко: Судя по всему речь идет об 1% от общего норматива продаж для реализации на срочном рынке. Это давний, объемный и сложный вопрос даже, пожалуй, для отдельного обсуждения. Сейчас этот 1% добровольный и никто из нефтяных компаний, кроме «Газпрома», который давно работает на этом рынке, новацией не воспользовался. Мы считаем, что более перспективен для развития срочного рынка запуск расчетных контрактов на национальный индекс нефтепродуктов.
НГВ: Как Вы относитесь к тому, что ВИНКи могут продавать топливо, но не обязаны это делать? И как по факту складывается ситуация?
М. Дьяченко: У всех доминирующих игроков есть обязательство по продаже на бирже минимальных объемов нефтепродуктов, регулируется оно совместным приказом ФАС и Минэнерго, а также ИФНС – если норматив не выполняется, то ВИНК не получит обратный акциз на нефть. Так что все нормативы не только выполняют, но и перевыполняют.
НГВ: Какая сегодня ситуация с серыми схемами? Известно, что купленные партии топлива на бирже отправляются на экспорт, или ВИНКи покупают топливо друг у друга, или у себя же через трейдеров. Нашли способ предотвращать подобные операции?
М. Дьяченко: Свечку не держал, точной информации ни у кого нет, поэтому наверное такие схемы и называют серыми. На рынке действительно много слухов об этом, и их дополнительно подогревает то, что биржа, например, скрыла данные об объемах покупки ВИНК у ВИНК в основную торговую сессию. Экспорт не производителями также сохраняется, но уже не в критичном объеме для рынка, преимущественно в направлении соседних среднеазиатских стран.
НГВ: Сейчас идет много разговоров о развитии фьючерсного рынка. Есть ли уже конкретные шаги по формированию этих инструментов и торгов? Какой эффект это может дать рынку?
М. Дьяченко: Срочный рынок нефтепродуктов развивается в России года с 2008, если я не ошибаюсь. На СПбМТСБ активно примерно с 2016 года. В дорожной карте по развитию конкуренции задачи по его развитию стабильно заданы без существенного движения, и такое чувство, что на повестке он только для публичных мероприятий. Каких-то рабочих встреч или иной активности немного. Как я отметил выше, в ближайшее время планируется запуск новых расчетных фьючерсных контрактов на национальные индексы СПбМТСБ на бензин и ДТ. Этот проект нам кажется перспективным и интересным, так как двинуть индекс (повысить или понизить цену) существенно в ту или иную сторону отдельной нефтяной компании или трейдеру не по силам, то такой фьючерс нельзя дискредитировать, а значит, на его основе можно открывать позиции на гигантские суммы. Это очень волатильный, а значит привлекательный для спекулянтов рынок, если они создадут ликвидность, то в этот раз у нас может и получиться. С точки зрения эффекта – рынок изменится в первую очередь качественно, благодаря возможности страховать ценовые риски, рентабельность всех участников должна повыситься. Также на рынок придет новый капитал и, конечно же, инвестиции в первую очередь в инфраструктуру по хранению и транспортировке нефтепродуктов. Возникнут новые форматы отношений на рынке, долгосрочные контракты, внебиржевой рынок СВОПов и опционов. Рынок сможет отойти от ручного управления и перейти на режим ответственности хозяйствующих субъектов за результаты своей экономической деятельности.
НГВ: Как демпфер и НДПИ влияют на актуальную ситуацию на топливном рынке? Нужно ли регуляторам менять налогообложение и как именно?
М. Дьяченко: В настоящее время эти меры являются важной частью обеспечения стабильности на топливном рынке, обеспечивая рентабельность НПЗ и независимой розницы. При этом помимо розницы косвенно эту субсидию получают все потребители нефтепродуктов. Важно понимать, что повышенные выплаты по обратному демпфирующему акцизу, которые обеспечивают приемлемые оптовые цены на нефтепродукты, осуществляются за счет повышения НДПИ. Правительство много лет пыталось уйти от перекрестного субсидирования отраслей, но в итоге к ней была вынуждена вернуться. Хочется пожелать нашей отрасли скорой разработки комплексной стратегии развития и балансирования рынка, чтобы уйти от текущей структуры. В качестве краткосрочных мер важно рассмотреть более либеральное отношение к розничным ценам на АЗС и плавающий размер демпфера. Так как при текущих его параметрах в случае резкого и существенного роста экспортной альтернативы на нашем рынке могут сформироваться кризисные явления, если выплат по демпферу будет недостаточно.
НГВ: Некоторые эксперты утверждают, что первое полугодие для рынка всегда спокойное, в то время как с июля, когда в стране допускаются минимальные товарные остатки, начинается дефицит. Повторится ли такая же ситуация в этом году?
М. Дьяченко: Точно не в этом году, в том плане, что кризисные явления у нас возникли уже в январе. А в феврале был введен запрет на экспорт бензина и ощутилось серьезное давление регуляторов с целью насыщения рынка дизельным топливом. Впереди плановые ремонты НПЗ и сезонный рост потребления, с учетом этих объективных ограничений правительство сталкивается с серьезной задачей по насыщению и обеспечению стабильного снабжения рынка. В текущих условиях давать какие-то определенные прогнозы очень сложно, так как волатильность рынка находится на рекордных исторических уровнях, а это означает, что есть вероятность существенного изменения рыночных цен в обе стороны.
НГВ: Создаются ли запасы топлива, чтобы исключить ситуацию с дефицитами и ажиотажем на рынке ГСМ? Появилась ли понятная методология подсчета остатков ГСМ?
М. Дьяченко: Запасы сейчас растут и находятся на рекордно высоких уровнях как по ДТ, так и по бензинам, при этом эти запасы, по данным Минэнерго, более существенно прирастают за счет независимых нефтебаз. В то же время существенной частью запасов остаются товары в пути и на НПЗ. При этом в 2023 году в сентябре, в разгар топливного кризиса, запасы сохранялись на сопоставимо высоких уровнях. То есть, по всей видимости, у регуляторов есть сложности в управлении или направлении запасов на рынок в некоторых ситуациях. Думаю, что формирование интервенционного фонда, который можно было бы наполнять при низких ценах и использовать в условиях кризисов, могло бы быть эффективной стратегией регулирования рынка.
НГВ: Будет ли товарный кризис на рынке ГСМ? Вырастут ли цены? Какую вы видите динамику торгов к лету?
М. Дьяченко: Мы не даем публично подобные комментарии, так как они могут оказать влияние на ценовую динамику.
НГВ: Согласны ли вы с утверждением, что «повышение оптовых цен на бензин не всегда приводит к росту розничной стоимости, и предсказать изменения стоимости топлива на заправочных станциях невозможно». Почему это сделать невозможно, если АЗС подстраиваются под условия рынка и выставляют свою цену на заправках в зависимости от цены, установленной регуляторами, чтобы не работать в убыток?
М. Дьяченко: Как раз наоборот, цены на АЗС предсказать просто, они много лет неофициально третируются на уровне инфляции. А вот динамику оптовых цен действительно предсказать невозможно, слишком большое количество факторов оказывают на нее влияние. Этот диспаритет и создает ключевые проблемы для рынка и сложности для регуляторов. Задача по сдерживанию розничных цен приводит к перекрестному субсидированию, более интересным поставкам на экспорт по сравнению с внутренним рынком и сложной, а значит, негибкой системе регулирования. Розничные цены существенно отстали от общей инфляции в российской экономике, и их дальнейшее сдерживание будет ограничивающим фактором для развития отрасли.
Читайте также в этом выпуске
16 мая 2024
Статьи
Колонка председателя редакционного совета НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ Кирилла Молодцова
16 мая 2024
Статьи
О развитии биржевой торговли нефтепродуктами, газом, углеродными единицами НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ побеседовала с главой СПбМТСБ Игорем Артемьевым.
16 мая 2024
Статьи
Думая об отраслевой концепции ТЭК будущего, необходимо в том числе и произвести изменения в налоговой системе. Для этого оценим эффект от действующей фискальной политики. Так что было достигнуто?
16 мая 2024
Статьи
Этой статьей продолжается публикация мнений по теме формирования благоприятной правовой среды для деятельности независимых нефтегазовых компаний. На этот раз остановимся на некоторых аспектах налогового регулирования в данной сфере, рассмотрим дополнительные меры налогового стимулирования ННК.
16 мая 2024
Статьи
Установка на результат имеет смысл даже в аналитике. Стакан может быть наполовину пустым или полным – в зависимости от широты взглядов, с которыми ты начинаешь исследование вопроса. Какой стакан вообразило РЭА Минэнерго в проекте «Сценарии развития мировой энергетики до 2050 года» и какое место там ...
16 мая 2024
Статьи
Цифровые активы становятся новой валютой энергоперехода. На каких этапах находятся разработки Китая в сфере ИИ для нефтегазовой отрасли и почему это важно знать?
16 мая 2024
Статьи
В конце 2024 года должен закончиться действующий пятилетний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» на транзит российского газа через территорию Украины в страны ЕС. Каким образом сложатся в дальнейшем поставки газа и по каким маршрутам, да и сложатся ли…?
16 мая 2024
Статьи
Белорусские нефтепродукты приспособились к новым каналам и схемам экспорта. Прозрачности меньше, но эффект от продаж на прежнем уровне.
16 мая 2024
Статьи
Вопрос о том, станет ли Китай импортером низкоэмиссионного водорода и при каких условиях, не относится к разряду научной фантастики. При всей связанной с ним неопределенностью, имеются все основания утверждать, что вероятность наступления такого события высока.
16 мая 2024
Статьи
Каким образом газифицировать удаленные от основной газовой инфраструктуры регионы, чтобы это было рентабельно? В статье представлен алгоритм газификации СПГ при условии отсутствия экспортных продаж для выбора оптимального управленческого решения.
16 мая 2024
Статьи
Дублер Босфора может стать для России палкой о двух концах. Танкеры от берегов России сократят путь до Средиземного моря, но и корабли НАТО теперь смогут попадать в акваторию Черного моря без особых проблем.
Турция строит судоходный канал, параллельный Босфору. Этот проект уже стал долгостроем: его...
Турция строит судоходный канал, параллельный Босфору. Этот проект уже стал долгостроем: его...
16 мая 2024
Статьи
Выход из Красного моря в Индийский океан – пролив Баб-Эль-Мандеб – одно из самых важных мест для мировой торговли нефтью, СПГ, а также десятками других товаров. По-арабски название пролива означает «ворота слез». Уже полгода, как он стал самым опасным для судоходства местом планеты из-за атак хусито...
16 мая 2024
Статьи
14 апреля причастное мировое сообщество отмечало Всемирный квантовый день. Чем Россия может похвастаться в этой области? В феврале Росатом объявил о создании 20-кубитного компьютера, а к концу года «должны успеть» создать 50-кубитный. Что означают эти цифры, и на каком уровне находятся российские ра...
16 мая 2024
Статьи
22 июня 1941 года по Советскому Союзу разнеслись слова Вячеслава Михайловича Молотова о нападении фашисткой Германии. В конце речи прозвучала ставшая сакральной для советского народа фраза: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Не будем разбирать ошибки советского правительств...
16 мая 2024
Статьи
18 апреля 2014 года с МЛСП «Приразломная» (Морская ледостойкая стационарная платформа) была отгружена первая партия нефти – 70 тысяч тонн марки ARCO (Arctic Oil). К августу 2023 года с «Приразломной» было отправлено на экспорт 25 миллионов тонн нефти. В настоящее время этот показател...
15 апреля 2024
Статьи
Текущие проблемы с нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) стоит рассматривать лишь в качестве частного случая ряда вопросов, с которыми столкнулась наша страна в 2023 году. Безусловно, в текущем году актуализировалась необходимость усилить меры защиты производственных объектов. Но в остальном...
15 апреля 2024
Статьи
Цивилизационное противостояние с коллективным Западом требует от России в XXI веке максимально возможной самостоятельности во всех сферах, концентрации на внутреннем развитии, принятия решений об экономической безусловной значимости внутреннего рынка.
15 апреля 2024
Статьи
Теория и реальность стыкуются в планах Минэнерго в общих чертах. Ну так, с погрешностью плюс-минус 1000 км. Каким образом подобные «мелочи» отразятся на бизнесе и населении России?
15 апреля 2024
Статьи
Правительство считает, что дефицита топлива на внутреннем рынке быть не может. Но трейдеры думают по-другому. Какой логикой руководствуются те и другие?
15 апреля 2024
Статьи
О том, как работать переработке и топливным трейдерам в условиях реальности НЕФТЕГАЗОВАЯ ВЕРТИКАЛЬ поговорила с главным аналитиком по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов «ПРОЛЕУМ» Андреем Дьяченко.
15 апреля 2024
Статьи
Выпадающие трубопроводные объемы газа можно компенсировать поставками СПГ. Но нужно успеть нарастить мощности оперативно, чтобы осуществить продажу на волне высоких цен. Маржинальный период будет недолгим. Да и желающих торговать газом не так уж и мало
15 апреля 2024
Статьи
Каким образом складываются поставки российского газа в Китай, в чем особенности торговли и каков потенциал импорта КНР, рассказал в интервью НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ Алексей Белогорьев, директор по исследованиям и развитию, Фонд «Институт энергетики и финансов».
15 апреля 2024
Статьи
В конце 2024 года должен закончиться действующий пятилетний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» на транзит российского газа через территорию Украины в страны ЕС. Каким образом сложатся в дальнейшем поставки газа и по каким маршрутам, да и сложатся ли…?
15 апреля 2024
Статьи
Уже как год действует договор между Россией и Белоруссией об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Как это отразилось на топливном сегменте и торговых отношениях, связанных с продуктами добычи и переработки?
15 апреля 2024
Статьи
Современные плавучие установки регазификации (FSRU) обеспечивают такие же возможности по приему СПГ, как и наземные терминалы. FSRU менее мощные, но у них есть другие преимущества, главное из которых – экономичность.
15 апреля 2024
Статьи
Набирающая популярность в России тема глубокой переработки угля (или/и углехимии) очень напоминает сюжет сказки про неразменный рубль: о ней вспоминают лишь в периоды неблагоприятной экспортной конъюнктуры на мировом угольном рынке. И это неспроста: при всех очевидных выгодах – прежде всего ...
15 апреля 2024
Статьи
Технологические линии нового поколения «TMС-Hightech» и «TMС-SRLine», предназначенные для диагностики и ремонта насосно-компрессорных труб и насосных штанг, отличаются высокой производительностью и разумным уровнем автоматизации. Оборудование соответствует требованиям ГОСТ и принципам бережливого пр...
15 апреля 2024
Статьи
Газ не считается фаворитом в энергобалансе Китая. Но интрига по поводу этого энергоносителя сохраняется. КНР берет газовые «поводья» в свои руки – в 2023 году на 7,6% увеличивает потребление газа, подписывает 33% долгосрочных контрактов на поставку СПГ и становится лидером среди импортеров. ...
15 апреля 2024
Статьи
В масштабах планеты в месторождениях, будь то на суше или на шельфе, находится лишь незначительная часть природного газа. Промышленным способом добычу ведут не там, где его больше, а там, где это технически проще и экономически выгоднее. Однако с развитием технологий появляются возможности брать газ...
15 апреля 2024
Статьи
Более 70% месторождений углеводородов России являются многопластовыми, то есть месторождениями, где отдельные залежи приурочены к пластам, которые занимают самостоятельное положение в разрезе и характеризуются индивидуальными геолого-физическими свойствами, физико-химическими свойствами нефтей, ...
15 апреля 2024
Статьи
15 лет тому назад новости о Штокмановском проекте были в фокусе внимания прессы. Речь шла о реализации проекта по освоению уникального Штокмановского газоконденсатного месторождения с запасами газа в 3,9 триллиона кубометров и строительстве трех очередей завода СПГ у поселка Териберка на берегу Баренцева...
15 марта 2024
Статьи
Похороны ископаемого топлива откладываются из года в год, а уже погребенный уголь сторожит взлет нефтяных и газовых цен, чтобы снова занять пьедестал лидера.
15 марта 2024
Статьи
В конце 2024 года должен закончиться действующий пятилетний контракт между «Газпромом» и «Нафтогазом» на транзит российского газа через территорию Украины в страны ЕС. Каким образом сложатся в дальнейшем поставки газа и по каким маршрутам, да и сложатся ли…?
15 марта 2024
Статьи
Случится или нет анонсируемый пик потребления нефти в 2030 году? Что имеет шанс на победу: амбиции продавцов или рационализм покупателей? Есть основания полагать, что пик пока останется абстракцией.
15 марта 2024
Статьи
В энергетике России, реализуемой на рыночных и смешанных основаниях, принцип конкуренции затрагивает в основном сферу стоимости, качественные составляющие играют несущественную роль. Ответственность же в сегменте является понятием относительным. На чем нужно сфокусироваться в планировании энергетики...
15 марта 2024
Статьи
Малые нефтяные компании фактически есть и работают, но не закреплены в юридическом поле, что мешает им получить меры поддержки. Сегодня сложились обстоятельства, которые ставят такие компании на грань рентабельности. Как можно помочь бизнесу? Продолжаем дискуссию, начатую Борисом Луцетом в статье «П...
15 марта 2024
Статьи
Скепсис по поводу добычи ТРИЗ быстро проходит. Глобальная нефтянка осваивает сложные нефтяные месторождения на шельфе.
15 марта 2024
Статьи
Информация и энергия считаются важнейшими ресурсами современного мира. Технологии беспроводной передачи делают их более гибкими, мобильными и менее уязвимыми к внешним воздействиям. Но если передача информации практически полностью смогла избавиться от паутины проводов, для энергетики этот путь сопр...
15 марта 2024
Статьи
26 января 2024 года был оставлен в силе один из вердиктов Верховного Суда Боливарианской Республики. Отмечено, что Мария Корина Мачадо, эта выдвиженка античавистской (т.е. проамериканской) оппозиции, не может баллотироваться на пост президента Венесуэлы в ходе кампании 2024-го. Рассерженно р...
15 марта 2024
Статьи
России нужна корректировка коэффициентов, показывающих количество выбросов при сжигании жидкого топлива. Авторы предлагают отечественный метод, основанный на оценке возможностей национальных НПЗ.
15 марта 2024
Статьи
Геонавигацией скважин недавно занимались только транснациональные компании. Сегодня технологии создаются и в России. Процесс набирает обороты. Сегодня геонавигация скважин может строиться не только вручную, но и автоматически. Подобный метод уже используется на ряде месторождений.
15 марта 2024
Статьи
С карбонатными коллекторами связано от 40 до 60% мировых запасов углеводородного сырья. Описанное исследование помогает уточнить ресурсную базу месторождений Сибири. Какие же перспективы имеют углеводородные залежи Красноярского края?
15 марта 2024
Статьи
Применение магнитного поля считается перспективным методом для разделения водонефтяных эмульсий и для очистки нефтяных загрязнений. Как далеко продвинулись эксперименты в этом направлении?
13 марта 2024
Статьи
Последние два года Россия находится в состоянии жёсткого геополитического противостояния с Западом, и данная ситуация как никогда ярко обнажила все проблемы страны, связанные с недостаточным вложением средств в НИОКР и высокой зависимостью от поставок западных технологий, оборудования и специальных ...
15 февраля 2024
Статьи
Колонка председателя редакционного совета НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ Кирилла Молодцова
15 февраля 2024
Статьи
В России приняты законы и комплекс мер по достижению углеродной нейтральности к 2060 году. Для этого нужно стимулировать науку, восстановить лесной фонд, организовать торговлю углеродными единицами. Все это должно основываться на принципах повышения качества жизни граждан страны и рациональном недро...
15 февраля 2024
Статьи
Декарбонизация набирает обороты, но процесс не отличается прозрачностью и обоснованностью тех или иных проектов. Сомнения, факты, логика, оценка представлены в статье в форме размышления о целесообразности различных действий, о возможной корректировке планов.
15 февраля 2024
Статьи
Обострение климатических вопросов ускорило формирование регуляторной политики в направлении сокращения углеродного следа. Территория России обладает уникальным потенциалом для безопасного подземного хранения CO2. Учитывая сосредоточенность промышленных эмитентов, наличие истощенных коллекторов и дос...
15 февраля 2024
Статьи
В последний год морская транспортировка углеводородов меняет привычные маршруты и схемы поставок. Процесс явно усложняется. Что же происходит в сегменте СПГ-фрахта?
15 февраля 2024
Статьи
Перевалка угля в морских портах России по итогам 2023 г., вопреки санкционному давлению извне, торговым и транзакционным ограничениям, а также отсутствию собственного крупнотоннажного флота, выросла, хоть и незначительно, по сравнению с 2022 г. Впрочем, грузооборот остался ниже пикового показателя 2...
15 февраля 2024
Статьи
Энергорынок Европы миновал кризис. Страны планируют увеличить спрос на энергию. Ориентация на ВИЭ продолжается.
15 февраля 2024
Статьи
Что ждать от российской науки в будущем? Кроме скромных инвестиций, что сдерживает технологический прорыв? Какие онтологические основания теперь задают импульс развития отрасли? Приглашаем принять участие в дискуссии на страницах журнала.
15 февраля 2024
Статьи
Новости об авариях в энергосистеме и на теплотрассах страны стали горячей повесткой конца 2023 года и начала 2024-го. Количество сообщений о коммунальных авариях в России, согласно данным сервиса «Интегрум» удвоилось к 2023 году по сравнению с 2021 годом (зафиксировано более 4900 происшествий). Масш...
15 февраля 2024
Статьи
Осенью муниципалитеты доложили о готовности коммунальных предприятий и многоквартирных домов к зимнему периоду, но в новогодние праздники в лютый мороз случился коллапс в теплоснабжении в Подмосковье и других регионах России. Председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательств...
15 февраля 2024
Статьи
В отраслях, использующих энергетическое оборудование, многие не знают, что в России есть свои производители, способные заменить традиционный импорт.
15 февраля 2024
Статьи
Вроде бы хорошая идея – продавать в Китай электроэнергию из России, но пока фантазии на этот счет «не бьются» с реальной конъюнктурой.
15 февраля 2024
Статьи
Свой столетний юбилей, который пришёлся на прошлый год, гражданская авиация встретила терзаемая всё новыми трудностями. Прекращение полётов на время ковида, резкий скачок цен на авиатопливо, беспрецедентные ограничения на поставки и обслуживание иностранных самолётов – всё это на фоне неокрепшего со...
15 февраля 2024
Статьи
Многие страны вводят ограничения и полные запреты на использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Речь идет о запрете продаж новых авто, меры будут вводиться в 2025-2030 годах, полный запрет их эксплуатации запланирован на 2035 год. Но как быть с бензиновыми и дизельными авто, часть...
15 февраля 2024
Статьи
Снимки из космоса помогают проанализировать и спрогнозировать развитие мировой угольной отрасли на основе таких показателей, как количество карьеров, технологии производства открытых горных работ, используемое горнотранспортное оборудование, рекультивация земель. Информация на высокодетальных космос...
15 февраля 2024
Статьи
Баку мечтает пристроиться к Европе и на зеленом энергетическом треке. Каким образом и какого эффекта ждать?
15 февраля 2024
Статьи
Как и перед выборами 2020 года, штурвал энергетики США дрожит под ударами и рыночной, и геополитической стихии.
14 февраля 2024
Статьи
Налоги – не единственная проблема независимых нефтяных компаний. Правовое поле деятельности этих компаний-недропользователей нуждается в осмыслении и корректировке.
30 января 2024
Статьи
2023 год охарактеризовался рядом вызовов российской экономике и промышленности, в частности нефтегазовой отрасли. Год стал серьезной проверкой для ТЭК и нефтяной промышленности России. Заработали в полную силу санкции и ограничения Евросоюза – бывшего основного импортера наших энергоресурсов. Но отк...
30 января 2024
Статьи
Россия отправляет водород на экспорт в виде аммиака, метанола и азотных удобрений. И тут все довольно позитивно. Что касается чистого водорода, то тут все туманно. До сих пор нет определенности в стратегических документах. Также фиксируется дефицит технологий.
30 января 2024
Статьи
Мир стоит на пороге очередного энергоперехода, решая дилемму с загрязнением окружающей среды и зависимостью от нефтянки. Последние геолого-технологические исследования вновь обращают взгляд на водород как перспективный энергоноситель.
30 января 2024
Статьи
Отказ от российского трубопроводного газа вызвал в ЕС необратимые последствия. Ситуация пока усугубляется. Удастся ли ее стабилизировать?
30 января 2024
Статьи
После почти десятилетнего спада в 2023 году инвестиции в ТЭК начали расти. При этом структура вложений все больше меняется, доля нефтегазовых проектов сокращается, а «зеленых» – растет. Это неудивительно, поскольку укладывается в уже сформировавшуюся тенденцию. Удивляет то, что к «зеленому» движению...
30 января 2024
Статьи
«Теневой флот» – новое загадочное явление глобального рынка. Понятие существует давно, но обрело масштабность и узнаваемость в последние два года, после принятия санкций в отношении российской нефти и нефтепродуктов. Несмотря на давление на российскую морскую транспортировку со стороны G7, сегмент р...
30 января 2024
Статьи
И это считается приемлемым. Несмотря на то, что предложение велико, есть веские предпосылки для увеличения спроса.
30 января 2024
Статьи
Как рынок урана отреагировал на события текущего энергетического кризиса? Рассмотрим структуру ключевых игроков и расставим акценты в их потенциалах и конкурентоспособности.
30 января 2024
Статьи
Турция остается зависимой от импорта газа, однако серия открытий в Черном море – предпосылка снижения внешних поставок. К 2030 году страна может полностью закрыть внутренние потребности собственным газом, считают в турецком Минэнерго. Более того, серьезно обсуждается перспектива его экспорта в Южную...
30 января 2024
Статьи
В Совете Федерации в ходе круглого стола 5 декабря начальник управления оценки рисков Росфинмониторинга Евгений Шевляков заявил: «Наши денежные потоки направились в другие страны. В цифрах, к сожалению, назвать не могу, но вижу, как на 96% поток увеличился в Объединенные Арабские Эмираты. При этом п...
30 января 2024
Статьи
По итогам последних двух лет можно с уверенностью заявить, что большинство отечественных компаний достойно справляется с санкционным давлением. Однако между бизнесом не под санкциями и подсанкционным бизнесом возникает конфликт интересов. Что делать?
30 января 2024
Статьи
С началом освоения нефтегазоконденсатных месторождений на Ямале и в Восточной Сибири стала актуальна тема разработки ТРИЗ. Насколько эффективен проведенный там многостадийный гидроразыв пласта?
30 января 2024
Статьи
В России вовлеченность ТРИЗ в разработку пока остается на низком уровне. Любой опыт уникален. Какие результаты дает разработка месторождения в ЯНАО?
30 января 2024
Статьи
В России существует несколько технологий по очистке окружающей среды от нефтешламов, но на законодательном уровне в качестве единственного способа решения проблемы указана только одна технология. При этом ее «эффективность» под вопросом.
30 января 2024
Статьи
Человечество веками стремилось покорить Северный полюс. Но первым в надводном плавании это удалось атомному ледоколу «Арктика», который 17 августа 1977 года, проломив вековые арктические льды, достиг Северного полюса. Тогда это было мировой сенсацией, а сейчас атомоходы совершают регулярные круизные...
30 января 2024
Статьи
Вот и наступил Новый год – год Дракона. Как известно из сказок, – огнедышащего. А чем изрыгает пламя дракон? Бензином, керосином, сырой нефтью, газом? Я ответить не могу. Но подозреваю, что год должен быть для отечественного ТЭКа счастливым, чего как автор от души желаю.
30 января 2024
Статьи
Эксперты до сих пор не могут поставить точку в вопросе – где и когда началась перегонка нефти в России. Установление истины уже напоминает настоящие баталии, и копья ломаются не по-детски. Так все-таки, что нам известно?
15 декабря 2023
Статьи
Сегодня модным трендом в пабликах стал поиск несоответствий прогнозов и реальности в аналитике глобальных агентств. Действительно, расхождений много. А насколько воплощаются намерения и планы, анонсированные чиновниками в течение последних двух лет? Редакция НЕФТЕГАЗОВОЙ ВЕРТИКАЛИ сопоставила обещан...
15 декабря 2023
Статьи
Котировки нефти марки Brent колеблются в районе $80 за баррель. Падения сменяются взлетами, взлеты – падениями. Главный вопрос, который мучает сейчас рынок: что будет с потреблением в 2024 году? Основные прогнозы диаметрально противоположны. А руководство Соединенных Штатов беспокоят приближающиеся ...
15 декабря 2023
Статьи
Сценарии экономического роста России содержат множество сдерживающих факторов. Но возможность позитивного развития есть. Построенные математические модели предоставляют спектр решений для формирования поля будущих трансформаций.
15 декабря 2023
Статьи
Нефтехимическая отрасль в мире – один из маржинальных сегментов. В России есть заделы для мощной интеграции в мировой рынок, но множество проблем тормозят развитие отрасли. Какие особенности присущи отечественной нефтехимии и как ей можно преодолеть совокупность негативных факторов?
15 декабря 2023
Статьи
Во всем мире рост спроса на электромобили в значительной степени поддерживается государственными стимулами, которые можно разделить на финансовые и нефинансовые. На данный момент более 85% мировых продаж автотранспорта регулируются подобными мерами, и большинство стран активно используют финансо...
15 декабря 2023
Статьи
Энергетическая стратегия обещает рост сегмента газомоторного топлива почти в 20 раз к уровню 2019 года. Это просто декларация или реальные основания все-таки есть?
15 декабря 2023
Статьи
С 21 сентября 2023 года правительство России запретило экспорт бензина и дизельного топлива. Цель – остановить «серый» экспорт, насытить внутренний рынок и снизить цены на ГСМ. К этой экстраординарной мере привела череда событий, случившихся не из-за непредсказуемых природных явлений, эпидемии или н...