«Уровень оптовых цен на топливо не устраивает игроков рынка»
По словам собеседника «Нефтегазовой вертикали», вторая рабочая неделя января не принесла окончания информационной войны на топливном рынке. «Все заинтересованные стороны обмениваются тезисами как за закрытыми дверями совещаний у регуляторов, так и во всех возможных СМИ. Для субъектов топливного рынка это пока не принесло никаких результатов. Отрицательная маржа нефтепереработки, отрицательная маржинальность розничной реализации топлива – результат фискальной политики Министерства финансов, которое в угоду наполнения бюджета создает условия, в которых относительно выгодно добывать и экспортировать нефть, но никак не получать продукцию с высокой добавленной стоимостью», - отмечает Дмитрий Гусев.
«Одновременно с постоянными сообщениями о росте оптовых цен на топливо никто принципиально не вспоминает о товарах-субститутах. Метан в виде КПГ и СПГ – реальная альтернатива бензину и дизельному топливу. Больше, чем в два раза дешевле, установка газобаллонного оборудования за государственный счет. Когда уже регуляторы и СМИ вместо громких скандалов и игр на информацию стоимости топлива обратят внимание на бюджетную альтернативу – посмотрим. Но это выход для многих сегментов рынка, которые не хотят видеть», - полагает эксперт.
По мнению вице-президента НТС, итогом вышесказанных действий регулятора стало снижение среднесуточных поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы. Максимальный объем сокращения пришелся на государственную нефтяную компанию «Роснефть» (снижение на 7,4% по сравнению с декабрьскими показателями). Несмотря на это, на биржевых торгах с начала года «Роснефть» в полтора раза перевыполнила норматив по реализации бензина и почти в два раза – по дизельному топливу. Если бы не изменение параметров налогового администрирования с начала года (НДД, НДПИ, акциз, демпфер) параллельно с растущей стоимостью нефти и укрепляющимся рублём, эти параметры были бы намного выше. Текущие уровни оптовых цен на нефтепродукты не привлекают ни переработчиков, ни оптовых продавцов, а сетям АЗС продолжают создавать убытки.
По данным ЦДУ ТЭК на начало недели (18 января) остатки топлив на НПЗ и предприятиях нефтепродуктообеспечения составили по бензинам 1 187 000 тонн, снизившись на 4,9%, остатки по дизельному топливу с учетом ПАО «Транснефть» 2 524 000 тонн, рост на 0,5%.
«Удивительное внимание, оказанное в СМИ данному факту, лишь говорит о готовности создания «информационной бомбы» для привлечения внимания. Срочный рынок в России не так развит, как американский и европейский, данные по запасам носят информативный характер для регулятора и участников рынка, на потребителе и цене продукции не сказываются, и влияния не имеют», - отмечает Дмитрий Гусев.
По отношению к 17 января 2020 года по данным ЦДУ ТЭК средняя цена н бензин АИ-92 выросла на 2,37% (1,02 руб./литр), на АИ-95 — на 2,87% (1,32 руб./литр), на дизельное топливо зимнее — на 1,60% (0,77 руб./литр), на дизельное топливо летнее — на 1,32% (0,61 руб./литр).
По сравнению с 1 января 2021 года средняя цена в России на автобензин АИ-92 увеличилась на 0,14% (0,05 руб./литр), на АИ-95 — на 0,13% (0,06 руб./литр), на дизельное топливо зимнее — на 0,04% (0,02 руб./литр), на дизельное топливо летнее — на 0,24% (0,11 руб./литр).
«Данные ЦДУ ТЭК по рознице показывают отсутствие причинно-следственных связей волатильности на биржевом рынке и стоимости топлива на АЗС, подтверждая тезис, что растиражированная информация является узкоотраслевой и требует консультаций с регуляторами. Основным событием новой недели станет планируемое совещание по ситуации на рынке нефтепродуктов 28 января у заместителя председателя правительства Александра Новака, которое расставит все точки над i», - заключает собеседник.