25 января 2021

«Уровень оптовых цен на топливо не устраивает игроков рынка»

Считает Дмитрий Гусев, вице-президент НТС, заместитель председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер»
Поделиться:

По словам собеседника «Нефтегазовой вертикали», вторая рабочая неделя января не принесла окончания информационной войны на топливном рынке. «Все заинтересованные стороны обмениваются тезисами как за закрытыми дверями совещаний у регуляторов, так и во всех возможных СМИ. Для субъектов топливного рынка это пока не принесло никаких результатов. Отрицательная маржа нефтепереработки, отрицательная маржинальность розничной реализации топлива – результат фискальной политики Министерства финансов, которое в угоду наполнения бюджета создает условия, в которых относительно выгодно добывать и экспортировать нефть, но никак не получать продукцию с высокой добавленной стоимостью», - отмечает Дмитрий Гусев.

«Одновременно с постоянными сообщениями о росте оптовых цен на топливо никто принципиально не вспоминает о товарах-субститутах. Метан в виде КПГ и СПГ – реальная альтернатива бензину и дизельному топливу. Больше, чем в два раза дешевле, установка газобаллонного оборудования за государственный счет. Когда уже регуляторы и СМИ вместо громких скандалов и игр на информацию стоимости топлива обратят внимание на бюджетную альтернативу – посмотрим. Но это выход для многих сегментов рынка, которые не хотят видеть», - полагает эксперт.

По мнению вице-президента НТС, итогом вышесказанных действий регулятора стало снижение среднесуточных поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы. Максимальный объем сокращения пришелся на государственную нефтяную компанию «Роснефть» (снижение на 7,4% по сравнению с декабрьскими показателями). Несмотря на это, на биржевых торгах с начала года «Роснефть» в полтора раза перевыполнила норматив по реализации бензина и почти в два раза – по дизельному топливу. Если бы не изменение параметров налогового администрирования с начала года (НДД, НДПИ, акциз, демпфер) параллельно с растущей стоимостью нефти и укрепляющимся рублём, эти параметры были бы намного выше. Текущие уровни оптовых цен на нефтепродукты не привлекают ни переработчиков, ни оптовых продавцов, а сетям АЗС продолжают создавать убытки.

По данным ЦДУ ТЭК на начало недели (18 января) остатки топлив на НПЗ и предприятиях нефтепродуктообеспечения составили по бензинам 1 187 000 тонн, снизившись на 4,9%, остатки по дизельному топливу с учетом ПАО «Транснефть» 2 524 000 тонн, рост на 0,5%.

«Удивительное внимание, оказанное в СМИ данному факту, лишь говорит о готовности создания «информационной бомбы» для привлечения внимания. Срочный рынок в России не так развит, как американский и европейский, данные по запасам носят информативный характер для регулятора и участников рынка, на потребителе и цене продукции не сказываются, и влияния не имеют», - отмечает Дмитрий Гусев.

По отношению к 17 января 2020 года по данным ЦДУ ТЭК средняя цена н бензин АИ-92 выросла на 2,37% (1,02 руб./литр), на АИ-95 — на 2,87% (1,32 руб./литр), на дизельное топливо зимнее — на 1,60% (0,77 руб./литр), на дизельное топливо летнее — на 1,32% (0,61 руб./литр).

По сравнению с 1 января 2021 года средняя цена в России на автобензин АИ-92 увеличилась на 0,14% (0,05 руб./литр), на АИ-95 — на 0,13% (0,06 руб./литр), на дизельное топливо зимнее — на 0,04% (0,02 руб./литр), на дизельное топливо летнее — на 0,24% (0,11 руб./литр).

«Данные ЦДУ ТЭК по рознице показывают отсутствие причинно-следственных связей волатильности на биржевом рынке и стоимости топлива на АЗС, подтверждая тезис, что растиражированная информация является узкоотраслевой и требует консультаций с регуляторами. Основным событием новой недели станет планируемое совещание по ситуации на рынке нефтепродуктов 28 января у заместителя председателя правительства Александра Новака, которое расставит все точки над i», - заключает собеседник.

Читайте также